Варвара Родченко. Мимошедшее время.

С 18.09 до 24.11.2019 в Мультимедиа Арт Музее.

Мультимедиа Арт Музей, Москва представляет выставку «Мимошедшее время» памяти Варвары Александровны Родченко…

Екатерина Лаврентьева. Бабушка Варвара.

Чем можно занять пятилетнего ребёнка? Дедушка – Николай Сергеевич Лаврентьев – доставал с полки книги, усаживался в плетёное кресло и говорил: «Давай посмотрим…» Библиотека по искусству была обширная, но как я теперь понимаю, там стояли и те, к которым он относился особенно трепетно.

Итальянское издание всемирной истории искусства – альбом квадратного формата: цветные иллюстрации вначале и текст, набранный курсивом на тёплой, серого оттенка шероховатой бумаге. Привез в конце 1960-х итальянский журналист Марио Гарруба. Вторая – альбом репродукций Ван Гога, в невероятно желтом тканевом переплете – вот они, подсолнухи! – с тисненой подписью художника.

Суперобложки тогда бережно снимали и хранили отдельно, поэтому Ван Гог для меня и остался в памяти таким – с рифленой поверхностью холста на обложке, сочетанием цвета и фактуры, которые заставляли смотреть на живопись, которая была внутри, совершенно иными глазами, сквозь призму холстяной ткани и абсолютно солнечного цвета (или света?).

Цветных иллюстраций было немного, но даже черно-белые – вот удивительно – сквозь солнце переплёта начинали каким-то иным способом говорить об изначальных своих красках.  К слову, иметь дома, под рукой книги с репродукциями живописных работ художников было правилом семьи – Александр Родченко, проводя занятия по фотографии, объяснял построение тоновой картины снимка именно по черно-белым изображениям работ Ренуара, Ван Гога, Гойи…

 

Александр Родченко «Очер. Эвакуация» 1941 Частное собрание. Предоставлено: © Мультимедиа Арт Музей
Александр Родченко «Очер. Эвакуация» 1941 Частное собрание. Предоставлено: © Мультимедиа Арт Музей

 

Много лет спустя, открыв желтую крышку переплёта, я обнаружила трогательную надпись на титульном листе: «Милой Муле 7 ноября 1958 года. И ты тоже будешь писать, правда? Обязательно. Коля»

Бабушка – Варвара Родченко, или по-домашнему, Муля – для меня была как человек старшего поколения, уже состоявшейся, неизменной в своих делах и привычках, с определенной ролью в семье. На моей памяти она была всегда погружена в архив родителей, ее нельзя было представить отдельно от него.

На той же полке, где стояли книги по искусству и где мне с течением времени уже было позволено рыться самостоятельно, я как-то заметила пружинный корешок, за который и потянула из чистого любопытства. Это оказался самодельный альбом с фотографиями, снятыми Н.С. Лаврентьевым в 1949 г. в Калистово, фотоистория из ряда тех, что теперь заказывают фотографу.

Фотопрогулка с этюдником в руках. Варваре 24 года… Крупные портреты – в профиль, фигура в тени берёз, съемка со спины – но так, чтобы был виден этюд, время между пустым белым пространством и моментом, когда положен последний мазок… Для Николая Лаврентьева это всегда было чудо – закончив Полиграфический институт, он признавался, что с буквами ему легче договориться, чем с красками.

Поэтому так нежно, осторожно снимал он процесс – стараясь уловить невозможное – то, как действительность, отражённая в эмоциях на лице художника, в его сосредоточенности, выплескивается посредством руки на поверхность грунтованного картона.

 

Вадим Ковригин «Александр Родченко и Варвара Родченко» 1948 Частное собрание. Предоставлено: © Мультимедиа Арт Музей
Вадим Ковригин «Александр Родченко и Варвара Родченко» 1948 Частное собрание. Предоставлено: © Мультимедиа Арт Музей

 

Листая тогда фотографии, я вдруг осознала, что такая бабушка мне неизвестна, что от меня буквально спрятали человека, таящего в себе внутренний тихий восторг от мелочей жизни – от света в лесу, воздуха и неба…

На одной фотографии есть и мама – Варвара Федоровна Степанова, тоже с красками… Надпись в альбоме Ван Гога датирована 7 ноября 1958 года, странный день на первый взгляд. Но за полгода, 20 мая, умирает Варвара Федоровна – и слова «и ты тоже будешь писать, правда?» становятся искренней попыткой протянуть ниточку в будущее, напомнить о том дне в Калистово, почти десять лет назад…

Потом бабушка Варвара возьмёт акварель и будет писать в Фирсановке, где снимали дачу много лет подряд. «В кадр» попадут и новостройки, и поля с линией электропередач, и соседские дома, но самое главное – небо. Лёгким движением, не задумываясь, большой, набухшей всеми оттенками синего кистью, положив всего несколько мазков…

 

Николай Лаврентьев «Профиль» 1950-е Частное собрание. Предоставлено: © Мультимедиа Арт Музей
Николай Лаврентьев «Профиль» 1950-е Частное собрание. Предоставлено: © Мультимедиа Арт Музей

 

Информация (на 12.09.2019):

Мультимедиа Арт Музей.

Адрес: улица Остоженка дом 16.

Ближайшие станции метро «Кропоткинская» или «Парк Культуры.

Часы работы: с 12:00 до 21:00 каждый день, кроме понедельника.

Стоимость билетов: взрослые – 500 рублей (на все выставки в музее), для студентов – 250 рублей, для школьников и пенсионеров – 50 рублей.

Каждый третий вторник месяца вход в музей для всех посетителей бесплатный.

 

Смотреть еще

Центр Зотов Выставка Родченко Личное

Родченко. Личное.

С 22.09.2023 до 28.01.2024 в Центре «Зотов».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *