Воскресенье , 3 марта 2024

Русская и грузинская средневековая живопись в наследии Адольфа Овчинникова.

С 21.12.2023 до 14.04.2024 в Государственной Третьяковской галерее на Крымском валу – Новая Третьяковка.

Государственная Третьяковская галерея, Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени академика И.Э. Грабаря (ВХНРЦ) и Общество содействия сохранению и популяризации русской культуры имени Михаила Абрамова представляют выставку копий русских и грузинских средневековых фресок и икон, созданных Адольфом Николаевичем Овчинниковым (1931–2021). Заслуженный деятель искусств, художник-реставратор высшей квалификации и человек неординарного таланта, он всю свою жизнь посвятил спасению, восстановлению и изучению древних памятников.

Работа Овчинникова порой приводила к подлинным научным открытиям. Так, раскрытие авторской живописи на вологодской иконе первой трети XIV века «Богоматерь Умиление (Толгская Подкубенская)» (Вологодский государственный музей-заповедник) сделало доступным для зрителей и исследователей памятник, стоявший у истоков целой художественной традиции.

Фоторепортаж Cultobzor.ru:

А увлеченное изучение техники так называемой золотой наводки, с которой Адольфа Николаевича познакомил выдающийся мастер-серебряник Ф.Я. Мишуков, переросло в подробно иллюстрированную и редкую для 1970-х монографию о знаменитых вратах суздальского собора Рождества Богородицы первой четверти XIII века.

Разработанный и широко применявшийся Адольфом Овчинниковым реставрационный метод опирался не только на тщательное изучение произведений, но и на его творческую интуицию и поистине артистическое вдохновение. Реставрация икон и фресок нередко сопровождалась исполнением калек, копий и копий-реконструкций, что помогало воссоздавать процесс работы средневековых мастеров.

Желая досконально изучить секреты стенописного мастерства, Овчинников неоднократно возвращался к любимым памятникам. Так, росписи XII века в церкви Святого Георгия в Старой Ладоге он трижды воспроизводил полностью. Серию этих живописных копий-реконструкций можно увидеть на выставке.

Делая копии храмовых росписей, Адольф Овчинников внимательно всматривался в технику письма, что позволяло ему давать новые интерпретации известных сюжетов, раскрывавшие глубину замысла средневекового мастера. Такой подход ярко проявился во время поездок по древним русским городам в 1950–1960-е годы.

Привлеченный известным искусствоведом Н.Н. Померанцевым к работе в церкви Успения Богоматери в Мелётове, Овчинников не только выполнил копии фресок 1465 года, но и написал об этом загадочном и необычайно сложном по составу и иконографии сюжетов памятнике небольшую книгу, которая до сих пор остается востребованной исследователями.

Ансамбль копий мелётовских фресок представлен на выставке вместе с житийной иконой святителя Николая Чудотворца (Государственная Третьяковская галерея), которая современна росписи храма и доподлинно из него происходит. Интерес к псковской живописи Овчинников пронес через всю жизнь, вновь и вновь к ней обращался, исполняя копии-реконструкции многих псковских икон XIV–XVII веков, среди них — экспонируемые на выставке «Деисус, с великомученицами Варварой и Параскевой», «Рождество Христово» и «Воскресение — Сошествие во ад».

География работ Овчинникова не ограничивалась древними русскими городами. Стремление к познанию глубинного единства церковного искусства и его сокровенного мистического содержания привело художника на христианский Восток — средневековое искусство Египта, Каппадокии и Грузии стало еще одной большой темой в его наследии.

Дольше всего он работал в Грузии, где почти полностью скопировал целый ряд фресковых ансамблей IX–XIII веков в храмах пещерного монастыря Саберееби в Давид-Гареджи, в Атени, Бетании и Ачи. В копиях и кальках Адольфа Овчинникова нередко оказывались запечатлены впоследствии утраченные фрагменты древней живописи и даже целые композиции. Точнее представить, как фрески располагались внутри грузинских и древнерусских храмов и сочетались друг с другом художественно и по смыслу, помогают представленные в залах масштабные объемно-пространственные реконструкции.

Копирование памятников оказалось невероятно важным для истории искусства, поскольку позволяет сохранить хрупкое художественное наследие, которое в силу разных причин в любой момент может быть утрачено. Еще в 1979 году на конференции в Тбилиси Адольф Овчинников впервые выступил с предложением создать на базе ВХНРЦ музей копий.

Эта идея получила отклик в художественной среде и даже на государственном уровне, однако реализовать ее удалось лишь много лет спустя. В 2017 году по распоряжению Министерства культуры Российской Федерации была организована научно-реставрационная мастерская «Иконотека А.Н. Овчинникова» при ВХНРЦ имени академика И.Э. Грабаря.

Адольф Овчинников не оставлял и научно-реставрационной работы. К нему обращались за консультациями и помощью коллеги из многих музеев, в том числе из Третьяковской галереи. На выставке представлены две иконы, отражающие эту сторону деятельности мастера, — «Спас (оплечный)» и «Святитель Николай Чудотворец (Никола Зарайский), со священномучеником Василием Анкирским и мучеником Андреем Стратилатом».

Мастерская А.Н. Овчинникова на протяжении многих десятилетий была одним из важнейших культурных и интеллектуальных центров Москвы, притягивавших к себе множество любителей и почитателей средневекового искусства.

Ее сокровища — копии-реконструкции, которые мастер демонстрировал своим друзьям, ученикам и коллегам, теперь доступны широкой публике благодаря всесторонней поддержке и личному участию Светланы Львовны Абрамовой, основателя Общества содействия сохранению и популяризации русской культуры имени Михаила Абрамова.

Кураторы выставки: Елена Саенкова, Наталия Горькова, Александр Горматюк.

Информация (на 19.12.2023):

Государственная Третьяковская Галерея, здание на Крымском Валу – Новая Третьяковка — Залы 39-42.

Адрес: улица Крымский Вал, дом 10.

Ближайшие станции метро «Октябрьская» и «Парк Культуры»

Режим работы: вторник, среда – с 10:00 до 18:00, в четверг, пятницу, субботу и воскресенье – с 10:00 до 21:00, выходной день – понедельник.

Подробнее о порядке посещения галереи и стоимость билетов — https://www.tretyakovgallery.ru/for-visitors/museums/novaya-tretyakovka/

Смотреть еще

Семейные вторники в Государственной Третьяковской галерее с 23 ноября Пенсионеры бесплатно

Семейные вторники в Государственной Третьяковской галерее.

С 28.11.2023.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *