Герои и современники Серебряного века.

С 24.11.2023 до 09.06.2024 в Государственной Третьяковской галерее в Лаврушинском переулке – Главное здание.

Государственная Третьяковская галерея представляет выставочный проект «Герои и современники Серебряного века». Выставка из фондов графики Третьяковской галереи посвящена одному из самых блестящих и противоречивых периодов в русском искусстве — началу ХХ века.

Рубеж столетий был отмечен сломом старой эстетической модели и поиском новой. Отсюда разнообразие стилей, направлений, авторских почерков, теорий, объединений, художественных обществ. Мирискусники, «голуборозовцы», символисты, авангардисты, примитивисты, футуристы, конструктивисты, неоклассики и другие — все сосуществовали одновременно в очень коротком временном промежутке, продлившемся едва ли два десятилетия. 1917 год стал началом конца разнообразия мнений и взглядов на искусство.

Множественность направлений нашла отражение в том, что единый вектор эпохи не был найден, как и не было найдено единственное название для нее: чаще всего употребляемые понятия «модерн» и «символизм» отражают лишь некоторые явления.

Прижился поэтический термин Серебряный век, который обозначает не какое-то конкретное направление, но, уравнивая и примиряя все, создает образ этого времени — блестящего и трагического заката Империи.

Выявляя то новое и характерное, что каждая из группировок и авторских систем внесла в развитие искусства — портрета, пейзажа, жанровой картины — на уровне смыслов и форм, выставка позволит показать многоголосье стилей и авторских систем, формы их взаимодействия и взаимообогащения.

Фоторепортаж Cultobzor.ru:

В состав экспозиции, построенной вокруг ведущих персонажей эпохи, вошли графические работы Александра Бенуа и Казимира Малевича, Валентина Серова и Марка Шагала, Михаила Врубеля и Василия Кандинского, Льва Бакста и Михаила Ларионова. Выставка представит наиболее объективный и выразительный портрет эпохи Серебряного века.

Задача выставки «Герои и современники Серебряного века» — продемонстрировать стилистическую неоднородность изобразительного искусства этого периода. Бурная художественная жизнь породила множество направлений, во взаимодействии которых складывается яркий и причудливый образ эпохи. Проект рассказывает не только о главных персонажах художественной жизни обеих столиц, ставших воплощением понятия «Серебряный век», но и о незаслуженно забытых или не получивших должной известности художниках.

В первом зале обозначены центры, вокруг которых были сосредоточены главные творческие силы — художественные группировки, выставочные объединения, журналы-манифесты: «Мир искусства», «Весы», «Скорпион», «Золотое руно». Между ними велась полемика, порой принимающая острые формы.

Но тяготение к одному лагерю отнюдь не означало отказ от сотрудничества с другим. Перетекание участников — тоже одна из главных черт художественной жизни 1900-х годов, и она свидетельствует о том, что при всей разности деклараций, соперники одновременно были и единомышленниками, поскольку их объединяла идея обновления.

Общая черта эпохи — видеть в фокусе портретного изображения человека творящего и человека воспринимающего: художника в маскарадном одеянии, актера в костюме, музыканта и посетителя кафешантанов и артистических кабаре, мецената и представителя художественной богемы, зрителя в ложе.

Художники режиссируют образы, прибегают к элементам театрализации, подчеркивая особый статус создателя или потребителя искусства. Новое дыхание обретают различные формы портретов, в том числе «архаические»: костюмированный, парадный, аллегорический. Самым изысканным средством для создания эффекта приобщенности модели к миру искусства стали игра со стилем, исторические аллюзии. Виртуозными мастерами такого метода были, например, Константин Сомов и Валентин Серов.

Поиски новых тем удивительным образом сочетаются с приверженностью графиков рубежа веков каноническим сюжетам истории искусства. Это явление исследует один из разделов выставки. По-своему интерпретируя мотивы окна, деревьев, фонтанов, арлекинад, прогулок, купальщиц, венер, художники раскрывают их новые смыслы и создают новые каноны.

Безусловным фаворитом эпохи стала тема торжественных шествий, царских выходов. Чрезвычайно популярным был жанр «картин по русской истории», дань которому отдали практически все мастера. Реалистический идеал в трактовке исторического события уступает место эстетически выверенной идеализации истории в работах Андрея Рябушкина, Сергея Иванова, Аполлинария Васнецова, Михаила Нестерова, Александра Бенуа, Евгения Лансере, Мстислава Добужинского.

Однако в поиске истоков, новых тем и языка каждая из столиц выбирала свое прошлое. Для петербуржцев характерна ностальгия по золотому веку отечественной культуры, уходящей эпохе дворянских усадеб, для москвичей интересно наследие допетровской Руси, которое воспринималось как квинтэссенция подлинно национального духа.

Важный импульс в поиске нового пластического языка дало увлечение стилем модерн, с его интересом к фольклору, народным ремеслам, возрождению национальных традиций. Ярче всего новый русский стиль на рубеже столетий проявляет себя в прикладных видах искусства. На выставке этот стиль представлен графическими работами Врубеля, Поленовой, Головина, Билибина, а также будущих авангардистов Кандинского и Гончаровой.

Одно из наиболее интересных направлений в поисках обновления языка — церковные росписи. В начале ХХ века произошел небывалый подъем в строительстве новых храмов. К их проектированию были привлечены лучшие художественные силы самых разных направлений: Михаил Нестеров и Наталия Гончарова, Николай Рерих и Сергей Чехонин, Виктор Васнецов и Кузьма Петров-Водкин и другие.

Из-за возникшей политической и экономической ситуации в стране этот огромный пласт художественной культуры дошел до наших дней по большей части лишь на бумаге. Графика сберегла идеи и имена авторов проектов, в том числе и незаслуженно забытых, таких, как Валентин Щербаков и Василий Комаровский.

Продолжались поиски современных форм воплощения религиозных сюжетов и в станковых работах художников левого лагеря: Малевича, Филонова, Гончаровой. В этом разделе экспонируются произведения Василия Денисова, чье творчество мало известно зрителям. В работе «Памяти Врубеля» он препарирует композицию «Демона поверженного», прямолинейно «договаривая» то, что великий Врубель не дерзнул сказать. Для искусства последующей эпохи подобное эпатажное использование религиозных символов и иконографии, скрещивание сакральных и светских мотивов станет одной из характерных черт.

В последнем зале выставки представлена композиция Юрия Анненкова «Распятый Арлекин», где перекрещиваются, замыкаясь, сразу несколько линий нынешней экспозиции. Начало Первой мировой войны усугубило ощущение грядущих катастроф — самые простые мотивы обрели мистическую окраску.

Символический смысл жертвоприношения считывается и в «Мяснике» Марка Шагала, и в «Кабане» Павла Филонова. Непритязательный на первый взгляд «почти интерьер», созданный в год начала войны, — «Часы» Шагала — вырастает до неумолимого символа своего времени, начиная отсчет настоящего ХХ века.

 

Информация (на 30.10.2023):

Государственная Третьяковская Галерея в Лаврушинском переулке – Главное здание – Залы 49-54.

Адрес: Лаврушинский переулок, 10.

Ближайшая станция метро – «Третьяковская».

Режим работы: вторник, среда, воскресенье – с 10:00 до 18:00, в четверг, пятницу и субботу – с 10:00 до 21:00, выходной день – понедельник.

Подробнее о порядке посещения галереи и стоимость билетов — https://www.tretyakovgallery.ru/for-visitors/museums/istoricheskoe-zdanie/

 

Смотреть еще

Москва – Ереван – Москва. К 125-летию со дня рождения А.Я. Абрамяна. ГТГ.

Москва – Ереван – Москва. К 125-летию со дня рождения А.Я. Абрамяна.

С 05.06 до 11.08.2024 в Государственной Третьяковской галерее в Лаврушинском переулке – Инженерный корпус.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *