Воскресенье , 3 марта 2024

Формула Руси 17/20. Образ допетровской России в искусстве Серебряного века.

С 27.12.2023 до 16.06.2024 в Музейно-выставочном комплексе Московской области «Новый Иерусалим».

В Государственном историко–художественном музее «Новый Иерусалим» открывается выставка «Формула Руси 17/20. Образ допетровской России в искусстве Серебряного века». Проект исследует образы и наследие XVI–XVII столетий в искусстве конца XIX – первой трети XX века.

В экспозиции покажут более 240 работ из собраний 19 музеев России и частных коллекций, включая Музей «Новый Иерусалим», Третьяковскую галерею, Русский музей, Исторический музей, Театральный музей имени А.А. Бахрушина, Музей искусства народов Востока, Музей-заповедник «Абрамцево» и другие. Часть выставочных предметов будет интегрирована в постоянную экспозицию: памятники искусства XVII века будут сопоставлены с произведениями XX века, подчас радикально переосмысливающими их визуальные принципы. Куратор проекта — искусствовед Василий Успенский.

На рубеже XIX и XX веков художники часто обращались к истории и визуальным образам XVII столетия, переосмысляя их и всю допетровскую эпоху в своем творчестве. Выставка показывает различные проявления этого интереса через полотна Аполлинария Васнецова, Ивана Билибина, Николая Рериха, Натальи Гончаровой, Александра Головина, Константина Коровина, Дмитрия Стеллецкого, Кузьмы Петрова-Водкина и других. Также в проект включены многочисленные предметы двух перекликающихся в выставке периодов.

Экспонаты выставки можно будет увидеть на площади более 3000 м2. Особенностью выставки станет ее интеграция с постоянной экспозицией музея «Новый Иерусалим», а в комплексе весь проект охватит целый этаж музея.

Анна Антипенко, директор государственного историко-художественного музея «Новый Иерусалим»:

«Для «Нового Иерусалима» это первый подобный опыт, когда временная выставка вступает в диалог с собственной коллекцией музея. Наше собрание началось и строилось с фундамента, в основе которого знаковые предметы XVII столетия.

Замысел в том, чтобы, проходя залы постоянной экспозиции, посетитель погружался в эпоху, напитывался искусством того периода, и затем, переходя уже к основному пространству выставки — как к кульминации — смог иначе, осмысленно посмотреть на работы художников Серебряного века и их «погружения» в XVII век, ставший мощным источником вдохновения».

Выставка начинается в залах постоянной экспозиции музея, где демонстрируется коллекция предметов XVII века — основа и сердце музейного собрания. Многие из них связаны с Ново-Иерусалимским монастырем и патриархом Никоном. Это исходная точка повествования, позволяющая зрителям проникнуться красотой и своеобразием искусства последнего столетия допетровской Руси, всем тем, чем вдохновлялись художники Серебряного века.

В рамках выставки в постоянную экспозицию музея в качестве временных интеграций включены отдельные произведения XX века, интерпретирующие эстетику XVII столетия. Среди интегрированных работ — стилизованные парсуны Дмитрия Стеллецкого; религиозные композиции Натальи Гончаровой, творчески развивающие эстетику узорочья.

Главный зал выставки раскрывает ее центральную метафору, заложенную в заглавии «Формула Руси». Создавая образы XVII столетия, художники Серебряного века прежде всего концентрировались на визуальности, стремились найти формы и краски, воплощающие дух эпохи, конкретные же сюжеты были для них второстепенны: изображения разных событий и сцен у художников укладывались в схожие визуальные формулы.

Следуя этой логике, главный зал выставки включает в себя четыре раздела: «Дерево», «Серебро», «Золото», «Огонь». Элементы объединены не сюжетно или хронологически, а визуальными мотивами, за каждым из которых стоит целый пласт смыслов, определяющих ту или иную часть противоречивого и сложного образа XVII века. Вместе эти элементы, словно части алхимической формулы, составляют собирательный художественный образ России XVII столетия.

Василий Успенский, искусствовед, куратор выставки:

«В эпоху политических, идеологических и художественных разногласий увлечение эстетикой XVII века объединяло таких далеких друг от друга художников, как Билибин и Филонов, Рябушкин и Кандинский, Стеллецкий и Гончарова. В этом был не просто исторический интерес, но попытка через обращение к XVII веку понять вневременные константы русской жизни и национального понимания красоты.

Выставка “Формула Руси” пытается суммировать их труды и вновь обратить внимание зрителя к сложному, самобытному и прекрасному последнему веку допетровской России. Экспозиция также отражает так называемые «темный» и «светлый» миф Средневековья, то есть критическое и восторженное восприятие эпохи, предшествовавшей Новому времени».

Андрей Рябушкин, Сергей Иванов и Аполлинарий Васнецов соединили глубокое знание исторических реалий с эстетским подходом к их изображению. Яркий визуальный образ ставился выше психологизма и драматизма.

Декоративная линия художественного осмысления наследия XVII века была продолжена в работах Ивана Билибина и Дмитрия Стеллецкого, а также в произведениях художников Абрамцевского кружка, мистически-духовная — в творчестве Николая Рериха и символистов. Радикальные модернисты также не обошли вниманием XVII век. Ярче всего это воплотилось в творчестве художников «Бубнового валета», в особенности Натальи Гончаровой.

Хронологические рамки Серебряного века расширяют иногда до начала 1930-х годов, последние же его отблески находят даже в 1960-х. Так и следы интереса к XVII веку ощущаются вплоть до работ Павла Филонова и его учеников, которые в поиске нового художественного языка обращались к истокам изобразительности, в том числе национальным.

К выставке готовится выпуск каталога и серия сувенирной продукции, а также обширная параллельная программа: лекции, тематические экскурсии, образовательные занятия, мастер-классы и другие мероприятия.

Над проектом работали: Василий Успенский — искусствовед, куратор выставки, Наталья Михалина — заместитель директора музея «Новый Иерусалим» по научной и выставочной деятельности, Арина Гундрова — ученый секретарь музея «Новый Иерусалим», Фатали Талыбов — архитектор.

Информация (на 18.12.2023):

Музейно-выставочный комплекс Московской области «Новый Иерусалим».

Адрес: Московская область, Истринский район, г. Истра, Ново-Иерусалимская набережная, дом 1.

Время работы экспозиций и выставок музея: вторник, среда, четверг — с 10:00 до 18:00, пятница, суббота, воскресенье и праздничные дни – с 10:00 до 19:00. Понедельник – выходной день.

Подробная информация — https://njerusalem.ru

Телефон: +7 (498) 314-02-36.

Смотреть еще

Музей Новый Иерусалим Выставка Николай Эстис Живопись на бумаге

Николай Эстис. Живопись на бумаге.

С 28.09 до 12.11.2023 в Музейно-выставочном комплексе Московской области «Новый Иерусалим».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *