Узорочье российских храмов.

С 25.01 до 20.09.2020 в Музее-заповеднике «Коломенское».

На Вознесенской площади в Коломенском, в церкви Святого Георгия, открылась выставка «Узорочье российских храмов», посвященная характерному для XVII столетия архитектурному стилю.

«Русское узо́рочье» – так называют этот стиль с затейливыми формами, обилием декора, сложностью композиции и живописностью силуэта.

На эпоху правления царя Алексея Михайловича пришелся расцвет строительства храмов как в Москве, так и по всей России.

Начиная с XVII века, и на протяжении всего периода своего существования русское узорочье претерпевает значительную эволюцию. В архитектуре наблюдается усиление светских строительных приемов, отход от строгих церковных канонов, явное сближение культового и гражданского зодчества.

Под влиянием светской архитектуры культовые сооружения становятся все более праздничными, нарядными, многоцветными, украшенными богатым орнаментом.

В декоре преобладают резные наличники, многоярусные кокошники по сводам, карнизы в виде «петушиных гребешков», витые столбики, полуколонны. Площадь декора на стенах очень велика: колонки, ширинки, карнизы, наличники, изразцы.

 

Предоставлено: Музей-заповедник «Коломенское».
Предоставлено: Музей-заповедник «Коломенское».

 

Один из ярчайших памятников того времени – церковь Рождества Богородицы в Путинках (1649–1652), которая, наследуя некоторые черты архитектуры XVI века, является самым наглядным примером русского узорочья в Москве.

Расцвет каменного зодчества России, пришедшийся на конец XVII в., получил название «русского», «нарышкинского» или «московского» барокко. Для него характерны четкая симметрия и равновесие масс, устремленность вверх и декоративность. Прекрасным образцом этого стиля является Церковь Покрова в Филях (1693–1694).

Рассказывая о русском узорочье, невозможно не сказать об изразцах. Изразцы украшали почти все церкви, построенные в XVII в. Ценинные (многоцветные) и муравленые (зеленые) – они являлись красочным и разнообразным убранством, вписывающимся в традиционное восприятие церковного здания как богато украшенного дома Божия.

Одно из первых известных сооружений с изразцами, построенных в XVII веке, – церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове (1634–1635).

Церковная архитектура Москвы, Ярославля, Костромы, Нижнего Новгорода, Мурома представлена как в графических работах XIX–ХХ вв., так и в электронном разделе. Посетители могут познакомиться и с уникальными изразцами XVII в. из богатого собрания изразцов музея-заповедника.

 

Предоставлено: Музей-заповедник «Коломенское».
Предоставлено: Музей-заповедник «Коломенское».

 

Информация (на 24.01.2020):

Церковь Святого Георгия Победоносца на Вознесенской площади — Музей-заповедник «Коломенское».

Проезд до станции метро «Коломенская».

Адрес: проспект Андропова, дом 39, строение 5.

Время работы выставки: вторник — воскресенье с 10:00 до 18:00, понедельник — выходной день.

Стоимость билетов на выставку: взрослые – 100 рублей, льготные категории – 50 рублей.

 

Check Also

Страницы истории России в медальерном искусстве ХХ века.

Страницы истории России в медальерном искусстве ХХ века.

С 29.08.2019 до 01.03.2020 во Дворце царя Алексея Михайловича в Коломенском.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *