Пятница , Декабрь 6 2019
Главная / Выставки / Выставки в 2019 году / Выставки в октябре 2019 / Евангелие, святые, ангелы в живописи Петра Григорьева и Екатерины Кудрявцевой.

Евангелие, святые, ангелы в живописи Петра Григорьева и Екатерины Кудрявцевой.

С 20.09 до 20.10.2019 в Библиотеке искусств имени А.П. Боголюбова.

В библиотеке искусств имени А.П. Боголюбова выставкой художников Екатерины Кудрявцевой и Петра Григорьева открывается одноименная галерея современного искусства

Новое выставочное пространство займет весь четвертый этаж читальни. Задача нового проекта — объединение вокруг библиотеки как центра искусств современных художников, работающих методами и языком современного искусства, но в направлении поиска высоких смыслов, духовности и современного прочтения традиции.

Особенность именно этой площадки в том, что посетитель библиотеки сможет познакомиться с теорией и историей искусства в книжном фонде читальни, и тут же увидеть на практике картины современных живописцев.

Первой экспозицией галерей станет выставка «Евангелие, святые, ангелы в живописи Петра Григорьева и Екатерины Кудрявцевой». На экспозиции представлено более 50 полотен художников.

«Молитву тайную твори — Уже приблизились лучи — Последней для тебя зари, Готовься, мысли и молчи» — Александр Блок.  

«Создавать произведения искусства в религиозной тематике, на мой взгляд, способен лишь тот художник, который обладает не только безукоризненным талантом живописца, идущим путем иконографической традиции, но и должен быть истинно верующим человеком. Человеком, умеющим отсекать фальшь, искусственное украшательство, манерность; глубоко чувствующим цвет и его тональности.

Работа с пространством для него становится первоочередной задачей.  Собственно, именно таким был посыл своим ученикам от выдающегося советского художника академика Андрея Владимировича Васнецова. Петр Григорьев и Екатерина Кудрявцева принадлежали к числу любимых учеников Мастера.

Когда я вижу работы религиозной направленности, меня занимает вопрос: насколько сложна эта тема для воплощения светскому современному художнику. Время меняет наше представление о религии, но не меняет веру. Как создать художественный образ Евангельских притч, визуализировать Слово о Боге так, как ты его чувствуешь и понимаешь? Задача очень непростая. 

По моему мнению, каждая картина Петра и Екатерины – это молитва, несущая заряд исключительной доброты, веры и любви, наполняющая зрителя удивительной энергией.  Погружение в тему – это вторая важная составляющая их творчества, которая сродни отрешенности в молитве; здесь неразрывна связь образа и художника, его создающего.

Легок ли такой подход к работе? И да, и нет. Да, потому что в их произведениях налицо вера вкупе с воцерковленностью. Нет, потому что серьезность темы требует интуиции, умения и понимания.

Молитва предполагает душевное и умственное движение, открытость Богу и готовность воспринять его ответ. Без этого не получится чистота образа. 

Ангелы Петра – это не портреты, а лики, увиденные в молитвенном погружении. Его живопись многослойна и объемна.

Светоносность – качество, столь необходимое для религиозных работ, решается им авангардистским приемом: с помощью густого цвета и насыщенной палитры оттенков наполнить картину светом, что близко к метафизической сущности цвета, как некой живой субстанции, рожденной из краски.

Именно потому у Петра Григорьева фигуры объемно сотворены цветом, но «освещены светом небесным», который и не свет в физическом понимании этого явления.

Это другое! С религиозно-философских позиций свет – это то, что освещает земное, небесное не нуждается в свете, небесное – есть сам свет.

Он не касается предмета или объекта, небесный свет – есть внутреннее состояние, которое выражается художником живописно.  Пастозные мазки художника похожи на движения пальцев скульптора, который руками лепит форму.

Екатерина  Кудрявцева следует византийской традиции,  ее живописная манера схожа  с декоративным приемом, которым пользовались мастера в Древнем Риме,  в средние века художники выкладывали кусочками смальты мозаики  внутреннего убранства  храмов Константинополя, православных храмов Киевской  Руси, Великого Новгорода.  Художнику удается добиться основного эффекта внутреннего свечения материала, в данном случае краски.

Работы обоих авторов отсылают к иконе, которой присуща пластическая активность движения краски при написании одеяний святых, ангельских облачений, динамики фигур и предметов в композиции.

Напряженными контрастами цвета и его тональностей они создают драматургию образа в стилистике языка иконописи, таинство в единении с духом.

Но при иконографической похожести здесь нет иконы. Петр Григорьев и Екатерина Кудрявцева – живописцы, как и их выдающийся учитель художник-монументалист А.В. Васнецов.  Оба нашли свой оригинальный художественный жест, и творят они в духе современных тенденций, ища новые формы и смыслы.

Пространство картины у современных художников – это плоскость, здесь нет того, что в ренессансе, к примеру, подразумевалось как пространство «перед» поверхностью плоскости и «за» ней. Это сознательный и оправданный настоящим временем приём, истоки которого в русском авангарде начала ХХ века и, безусловно, в русской классической школе иконописи.

Острота впечатления от произведений обоих художников заключается в неповторимой силе «звучания и художественного ритма», которые пронизывают их картины. Собственно, подобные вибрации в душе испытывает верующий на службе в храме.

Петр Григорьев и Екатерина Кудрявцева – современные художники, и я не могу их творчество идентифицировать, как только религиозное.

Их художественный язык тяготеет к классической традиции, но он абсолютно самостоятельный, уже узнаваемый их зрителем и критиком, что чрезвычайно важно для каждого художника – непохожесть на других, оригинальность, присущий только ему художественный почерк.

Художнику важно определить   свою модель мира в образах. Они нашли её в вере. А что вера без молитвы?  Многие их картины невозможно представить вне молитвы, она звучит в их полотнах, в Нестишиях Екатерины, в их обращении к Богу». 

Галина Мажейкина, искусствовед, культуролог.

 

 

Информация (на 17.09.2019):

Библиотека искусств имени А.П. Боголюбова.

Адрес: Сущевская улица, дом 14 – 4-й этаж.

Ближайшие станции метро «Новослободская» и «Менделевская».

Время работы: вторник – суббота с 10:00 до 22:00, в воскресенье – с 10:00 до 20:00. Понедельник и последний вторник месяца – выходные дни.

Посещение выставки свободное.

Телефон 8 (495) 609-29-35

http://www.bogolublib.ru

 

Check Also

Лекция Армена Апресяна «По ту сторону зеркала. Русский символизм в нескольких лицах».

Лекция Армена Апресяна «По ту сторону зеркала. Русский символизм в нескольких лицах».

16.05.2017 в Библиотеке искусств имени А.П. Боголюбова.

Один комментарий

  1. Екатерина Кудрявцева

    Приглашаем на вернисаж! Он состоится 19 сентября, в четверг, в 19 часов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *