Павел Отдельнов. Внутреннее пространство мегаполиса.

В рубрике «Интервью» художник Павел Отдельнов.

До 26 августа в Галерее Открытый клуб проходит выставка Егора Плотникова и Павла Отдельнова «Первый принцип диалектики». Предлагаю вашему вниманию небольшую беседу с художником Павлом Отдельновым.

«Внутреннее Дегунино» – это ведь не просто отсылка к конкретному месту на карте Москвы? Наверное, название серии можно рассматривать как метафору некоего огороженного пространства, в том числе и внутреннего мира человека?

Здесь, конечно, нельзя говорить о чистой географии, то это скорее внутренняя топография, не имеющая прямого отношения к этому району. Это бесприютная окраина, философская пустыня. Слово «внутреннее» – это не ограждение, а скорее указание, что не стоит искать точные места, которые изображены на картинах. Речь скорее о моем внутреннем отклике на сложившийся пейзаж, не имеющий прямого отношения к топографии района Западное Дегунино.

 

 

Получается такой визуальный анализ изменений, проходящий в отдельно взятом, но таком типичном районе Москвы?

Это изображаемое пространство может быть и за пределами Москвы и Подмосковья. Мне интересно постсоветское пространство окраины мегаполиса, на котором происходят разные изменения.

Если первый раз там оказаться, то их можно не заметить, нужен очень долгий взгляд, чтобы увидеть, как появляются новые здания, гаражи, торговые центры, складские помещения. Но ощущение пустыни все равно остаётся.

Во многих Ваших сериях («Метро», «Человек в лифте») явственно звучит тема ограничения.

Про ограничения – это вообще интересно. Например, в нескольких работах из проекта «Неоновый пейзаж» есть тема стекла, которое отгораживает зрителя от того, что изображено за его поверхностью.

На поверхности холста я рисую отраженную световую структуру, которая как бы находится в пространстве зрителя. Это не прямой взгляд на окружающий пейзаж, а взгляд опосредованный, взгляд через стекло.

 

 

Это свойство современного взгляда, оптики – мы не напрямую обращаемся к тому, что видим, а через посредство отражения, фотографии или видео. И те же технические приспособления, как тот же лифт или вагон метро, в которых мы находимся, они нас огораживают, ограничивают, меняют наш взгляд.

 

 

Москва – как огромный, просто невероятный мегаполис – уже самим фактом своего существования в виде огромного барьера восприятия, ведь калечит наш взгляд на окружающий мир?

Мне кажется, что каждый человек – сам по себе уже город, некое огороженное пространство, и то, что происходит вне него, оно воспринимается через какие-то фильтры. И сказать, где природа, где не природа для жителя мегаполиса очень сложно. Вся природа в городе – она сотворенная, искусственная.

Если в 19 веке природа для человека была прибежищем чувств, то для жителя мегаполиса понятия пейзаж и урбанистическое пространство уже неотделимы. Вот бензоколонка, такая жутко одинокая, уже не нужно могучего дуба, как у Шишкина, она как объект воздействует сильнее. Не отвлекаешься на всякие цветочки, веточки… Теперь «среди долины ровныя…» бензоколонка, а чувства возникают те же самые.

Действительно, в начале двадцатого века было актуально противопоставление природного и технического, при этом техническое было для художников каким-то фетишем, в этом виделась какая-то альтернатива природному хаосу как разумное начало.

Сейчас такой взгляд, по-моему, просто неправомочен. Мы всёвоспринимаем как какое-то техническое, сконструированное, даже природу. И переносим на нее наши взгляды, сформированные городским пространством. И видим её, конечно, не так, как человек 19 столетия.

 

 

Взгляд на урбанистическое пространство как на вторую, а для многих уже, можно сказать, единственную природу – это как раз тема проходящей сейчас выставки «Архитектоника» в Музее Щусева.

Урбанистическое пространство может быть для современного художника сродни античному пейзажу с его развалинами и руинами. Он смотрит современный ему пейзаж отстраненным взглядом. Мне кажется, что это одна из очень важных возможностей для художника –возможность отстраниться от настоящего момента, возможность временной дистанции – посмотреть на происходящее сейчас из какого-то возможного будущего.

 

 

Либо, наоборот, возможность за счет самого живописного медиума, глубоко укорененного в мировые художественные традиции, смотреть на происходящее сегодня из прошлого. Живопись хороша возможностью дистанцироваться и смотреть со многих точек зрения.

Огромное спасибо! И приглашаю всех на выставку Павла Отдельнова, которая откроется в Московском Музее современного искусства (здание на Гоголевском бульваре дом 10) 14 октября 2014 года. Проект «Внутреннее Дегунино» будет представлен в полном виде.

 

Смотреть еще

Павел Отдельнов. Русское нигде.

Павел Отдельнов. Русское нигде.

С 12.02 до 14.03.2021 в Галерее «Триумф».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *