Воскресенье , 28 апреля 2024

Оксана Царевская. Мы единственные в facebook, кто упаковывает арт-торговлю в выставочный формат.

Феномен групп прямых продаж в социальных сетях – одно из знаковых явлений сегодняшнего времени, как реакция рынка изобразительного искусства на вызовы пандемии. Cultobzor.ru попросил ответить на ряд актуальных вопросов и представить свой проект Оксану Царевскую, основателя проекта Artcultivator и группы artFIXprice в facebook.

 

Оксана Царевская
Оксана Царевская

 

Группы прямых продаж – это «наш ответ Чемберлелену», быстрая и попавшая в самое яблочко реакция арт-рынка в условиях карантина, когда закрылись галереи и продажи оффлайн, и сократившая до минимума дистанцию между покупателями и художниками.

Арт-бум в facebook – это, безусловно, феномен карантина. 17-тысячный «Шар и крест», так же как и 600-тысячная группа «ИзоИзоляция» (как бы кто к ней не относился) – отличное доказательство того, что искусство находилось не так уж и далеко ото всех нас. 

Но гениальный «Шар и крест» сделал очень важную вещь для рынка в целом. Ее создатель Максим Боксер, будучи системным игроком, легитимизировал общедоступный facebook как канал продаж искусства.

Конечно, в facebook и до ШиКа продавали живопись, графику, объекты. Старейшая аукционная группа «Картины по дружеским ценам» насчитывает 58 тысяч участников, а ее годовой оборот – это почти половинка Cosmoscow. У нее другой формат и контент, на котором выросла своя аудитория.  Но в системном арт-сообществе ее не принято было замечать вовсе. В эту группу заглядывали галеристы (инкогнито) поохотиться, а вот многие художники, чего уж, стеснялись там появляться.

ШиК сделал главное — доказал авторам, что ставить на всеобщее обозрение цену под своей работой не стыдно и не опасно. А любители искусства и клиенты оффлайн-галерей узнали способ пополнять коллекции, минуя посредников.

Групп по образцу ШиКа уже много. Невысокие цены, простые и, важно, благородные правила тиражируются в социальных сетях. Это настоящее признание.  Дистанция сокращается, искусство физически приближается к человеку (пусть только к тому, кто зарегистрирован в социальных сетях).

Обратная сторона этого волшебного процесса — десакрализация территории искусства. И это не может не повлиять на старый рынок современного искусства, сформированный десятком галерей еще в 90-е годы. Тут привыкли к пыльному пафосу «элитарности», к тишайшим товарно-денежным отношениям, закрытым показам для избранных, и прочим священным покровам, под которым прячется разное, в том числе и пустота.

Люди покупают предметы искусства по разным причинам. Потому что «нужен странный подарок», потому что «какая-то давящая пустота над новым диваном» или потому, что «это настолько прекрасно, что невозможно не купить».

Но все рациональные или иррациональные причины ведут покупателя к одному – к товарно-денежным отношениям. И художник — их участник. Меня всегда удивляло желание прятать этот факт под сложными конструкциями из слов и молчания. Зачем нужно сопровождать выставку косноязычной пафосной белибердой, выдающей себя за искусствоведческий текст, а с другой стороны — писать «цена по запросу» вместо того, чтобы показать понятный прайс?

Попробуем посмотреть в будущее. А что будет дальше? Как изменятся роли галерей и таких сообществ после снятия всех ограничений?

Системные галереи и дилеры никуда не денутся. Они обладают огромными коллекциями, но стоимость и ликвидность этого актива как никогда будет зависеть от маркетинговой тактики самих игроков. Они, конечно, продолжат производство выставок, будут поддерживать аукционные продажи своих авторов и добавят в свой инструментарий благотворительность.

Но в условиях общего падения цен на предметы искусства (особенно в сегменте тяжелого арт-люкса), галереям придется расширять ассортимент за счет недорогих работ и новых, не обязательно молодых, художников.

Продолжится диффузия между художественными тусовками: закрытые, охраняющие своих клиентов, сообщества художников, привыкшие к маленьким квартирникам в мастерских, будут впускать свежую кровь, распадаться и создавать новые группы.

Мне кажется, если в оффлайне у продавцов искусства и есть будущее, то оно за форматом салонов. В прошлом сентябре мы открывали галерею Palimpsest на Покровском бульваре, чтобы проверить эту гипотезу.

Москва – прекрасный город, но арт-салонами у нас называют и маникюрную, и магазин кафельной плитки, и сувенирную лавку, где продаются матрешки, чудовищные деревья из камней и магниты.  Мы попытались создавать спрос на искусство, предлагая работы хороших художников по комфортной цене. Но, к сожалению, эксперимент пришлось прервать. Мы не пережили пандемию с ограничительными мерами — нас победил офис американской углеводородной химчистки.

Каналы online-продаж будут развиваться. Спрос на искусство будет расти вслед за его предложением. Арт-рынок могут спасти только новые покупатели.

Чудесные люди, которые стояли в очередях в Манеж и Третьяковку, покупали постеры в ИКЕА, заглядывали на набережную ЦДХ и косплеили Вермеера с Фридой Кало в «ИзоИзоляции».

В социальных сетях будут множиться арт-сообщества, и, наверняка, галереи начнут создавать свои. У всего этого, конечно, как и у пандемии короновируса есть свое плато, но надеюсь, мы его еще не скоро достигнем.

Хотели бы попросить представить Ваш проект – группу ART fix price: круг художников, которые в ней представлены, конкурентные преимущества, какие интересные форматы для участников и покупателей были придуманы, и, конечно, о планах.

Наша группа создана Artcultivator давно в поддержку ярмарки со страшным названием ART fix price, которую мы проводили оффлайн у себя в галерее. Ее идея – все та же десакрализация территории искусства: снятие барьера «элитарности» и «дороговизны», сокращение дистанции между человеком и искусством, создание хорошей привычки его покупать.

Но настоящая онлайн-жизнь в группе началась только с карантином. Закрыв галерею, мы перенесли сюда ярмарку и успели за три последние недели провести еще две выставки-продажи и несколько коротких аукционов. 

Кажется, мы единственные в facebook, кто упаковывает арт-торговлю в выставочный формат – с PR и рекламой. Это, конечно, лишняя суета, но зато появляется возможность использовать гибкие настройки – темы, ценовые диапазоны. 

Очень важно, что каждая выставка – это еще и возможность пригласить нового куратора, который будет отвечать за отбор работ. Вот только что завершилась выставка «Другие берега», которую придумала и провела героическая Наташа Георгадзе, куратор и художник. 

Оценить объем продаж, к сожалению, трудно: мы видим не все. Некоторые покупатели связываются напрямую с авторами, и это не всегда отражается в ленте.  Когда заканчивается выставка, группа обнуляется: авторы должны удалить все размещенные в ней работы. История не сохраняется. Но совершенно точно — до ЩиК нам еще далеко.

Группа предназначена для экспериментов. В единых правилах группы это отражено. Нас интересуют все возможные инструменты продаж предметов искусства: выставки-продажи, аукционы, ярмарки. И главное – мы открыты для сотрудничества. Мы ждем кураторов, художников, всех, у кого есть идея и кто хочет провести свое мероприятие на нашей площадке.

Ближайшие планы – трехдневный аукцион «Лучшее предложение», выставка-продажа «примитивНОнаивно» в коллаборации с галерей АртНаив, а также выставка-продажа, посвященная эстампу.  Надеюсь, будет нескучно!

Оксана Царевская (проект Artcultivator)

https://www.facebook.com/groups/artfixprice/

http://www.artcultivator.ru/

 

Смотреть еще

ПримитивНОнаивно. Выставка-продажа в группе Artfixprice в Facebook.

ПримитивНОнаивно. Выставка-продажа в группе Artfixprice в Facebook.

С 18.06 по 21.06.2020.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *