Вторник , 19 марта 2024

Екатерина Карцева. При помощи современного искусства мы создаём среду для совершения подлинных интеллектуальных открытий.

Екатерина Карцева — кандидат культурологии, доцент кафедры Маркетинга и рекламных технологий в социокультурной сфере Московского Международного Университета. Преподаватель дисциплин «История ИЗО», «Теория Искусства», «Выставочное дело», «Международные культурные проекты», «Введение в арт-менеджмент», «История кино». С апреля 2017 года проводит на базе Университета арт-проекты, направленные на объединение образовательной среды с атмосферой современного искусства.

 

Екатерина Карцева
Екатерина Карцева

 

Екатерина – расскажите, как родилась идея проводить в Московском Международном Университете выставки?

Первая выставка «Неустойчивые равновесия» прошла с 3 по 24 апреля 2017 года. Идея ее проведения возникла в рамках дисциплины «Выставочное дело», которую я читаю на кафедре Маркетинга и рекламных технологии в социокультурной сфере.

В рамках этого предмета студенты изучают современные тенденции развития выставочной деятельности и репрезентационных практик, практические аспекты организации выставок.

Мне показалось логичным предоставить студентам возможность в качестве зачета сдавать не стандартные билеты с вопросами, а попробовать свои силы на практике. То есть выставка родилась как педагогический проект, направленный на социализацию студентов в будущей профессии, артикуляцию полученных ими в процессе учебы знаний.

На кафедре идет подготовка студентов по направлениям «Менеджмент организации» и «Реклама и Связи с общественностью», поэтому и задания давались студентам исходя из их будущей специализации, так что полученный опыт они смогут смело включить в свое резюме.

Но основной целью проекта было объединить образовательную среду с атмосферой современного искусства, проблематизировать современное искусство и заинтересовать им студентов и преподавателей.

 

Перформанс студентов Московской школы нового кино
Перформанс студентов Московской школы нового кино

 

Мы стараемся проводить в рамках выставок дискуссии, лекции, направленные на то, чтобы разъяснять, что такое современное искусство, а также вовлекать зрителя к непосредственному участию через перформативные практики. Здесь нам очень помогает актерская лаборатория Юрия Муравицкого Московской Школы Нового Кино, которая является аффилированной структурой ВУЗа.

При помощи современного искусства мы пытаемся сформировать в университете среду, в которой студенты получат возможность комфортно обучаться в окружении оригинальных произведений искусства, лично общаться с художниками, узнавать новое о передовых художественных направлениях и стилях для совершения подлинных интеллектуальных открытий.  

В современном мире нельзя решить проблему по лекалам, которые давались в университете, потому что реальный мир никогда не похож на кейсы из учебника. Интенсификация темпов жизни требует нестандартных решений, умения проводить параллели, «додумываться» до неочевидного. Я думаю, что этому как нельзя лучше помогает знание и понимание современного искусства. 

Нынешняя выставка «Московские отражения», приуроченная к 870-летию столицы открылась 8 сентября уже по инициативе руководства университета. Опыт проведения паблик-арт проекта «Неустойчивые равновесия» был ими расценен как целесообразный для манифестации ценностей, которых придерживается ВУЗ.

Московский Международный Университет является первым независимым высшим учебным заведением в новейшей истории России и позиционирует себя как ВУЗ предоставляющий качественно новый подход к реализации программ высшего образования.

 

Экспозиция выставки «Московские отражения»
Экспозиция выставки «Московские отражения»

 

Расскажите про участников Ваших выставок, какими идеями Вы привлекаете к участию в них таких известных художников?

Для меня, как куратора, очень важно проводить такие выставки, которые формулировали бы смыслы и интерпретации, происходящих вокруг культурных изменений, были бы актуальны современному художественному процессу и высоко оценивались профессиональным сообществом.

Поэтому работы, которые у нас участвуют далеко не «студенческие». Мы стараемся поддерживать высокий уровень участников. Так, в проекте «Неустойчивые равновесия» принимала участие скульптура Дмитрия Аске.  

Дмитрий занимает 17 место в авторитетном рейтинге InArt ТОП 100 – лучших художников, и 4 строчку по стоимости работ, проданных на аукционе Vladey. Его скульптурная композиция «Невидимая стена», представленная на выставке, принимала участие во 2-й Биеннале Уличного искусства АРТМОСФЕРА.

 

Дмитрий Аске «Невидимая стена»
Дмитрий Аске «Невидимая стена»

 

В выставке «Московские отражения» согласились принять участие такие известные художники как Витас Стасюнас, Марина Федорова и Маша Полуэктова.

Витас Стасюнас еще с конца 1980-х годов известен яркими соц-артистскими высказываниями. Его работы показывались на выставках в Третьяковской галерее – «Поп-Арт» (2005), «Соц-арт. Политическое искусство в России и Китае» (2007) — и других российских музеях, а также на зарубежных арт-ярмарках.

Марина Федорова вошла в список 50 лучших российских художников по версии газеты The Artnewspaper Russia. Летом состоялась большая ретроспектива ее работ во Франции. Работы художницы принимали участие в выставках в Государственной Русском Музее и других российских музеях – 2016 г. «Цирк», ГРМ, 2015 «Новые русские рассказчики» ГРМ, 2015 «Искусство быть рядом» ММСИ, 2014 «Другая столица» Музей Москвы и т.д.

Маша Полуэктова – номинант премии Инновация 2015 года представила на выставке свою произведение «Современный человек», представляющую собой метафорическую попытку понять, что нас наполняет. Работа представляет собой прозрачный торс и наполняется самими студентами.

 

Мария Полуэктова (в центре) и её работа «Современный человек»
Мария Полуэктова (в центре) и её работа «Современный человек»

 

В университете учатся студенты разных факультетов – это и журналистика, иняз, юридический и так далее. Наша задача прививать ребятам хороший вкус к искусству, формировать опыт и навыки общения с ним, знакомить с художниками и провоцировать больше общаться друг с другом и с преподавателями на неформальные темы.

Я думаю, что искусство в любом формализованном помещении, создает более гуманистическую среду, разряжает обстановку, улучшает индивидуальное и коллективное самочувствие. Так, кстати, в рамках проекта «Неустойчивые равновесия» художники Алик Петук и Софья Скидан провели лекцию, совмещенную с занятием по йоге в окружении арт-объектов.

А как сами студенты и преподаватели относятся к выставкам. Всем ли это нравится? Понятно ли современное искусство вашей аудитории?

Для нас очень важно осуществлять обратную связь. Мы понимаем, что в некотором роде это выставки-интервенции. Ведь в отличие от проектов, проходящих на стандартных выставочных площадках – в галереях или музеях, куда зритель идет целенаправленно смотреть работы конкретных художников, в нашем случае, мы привносим современное искусство в пространство непрофильного университета и для многих — это может оказаться неожиданным.

Для того, чтобы понять реакцию нашего зрителя мы тщательно анализируем соц.сети, иногда вступаем в прямую переписку. В рамках проекта «Неустойчивые равновесия» в здание университета попал автомобиль Ока, который художник Арнольд Железцов использовал в качестве головы доисторической рептилии для сайт-специфичной инсталляции.

Вы, наверное, знаете есть такие группы «Подслушано» в социальной сети ВКОНТАКТЕ, где пользователи пишут анонимные вещи про происходящее в их ВУЗе. В группе нашего университета появились публикации с вопросами о том, что вообще в ВУЗе делает Ока, шутка ли это и так далее.

 

Выставка «Московские отражения»
Выставка «Московские отражения»

 

Скажу честно, в ходе анализа прошлой выставки «Неустойчивые равновесия» стало ясно, что далеко не всем студентам и преподавателям отдельные инсталляции были понятны.

Поэтому в рамках второй выставки «Московские отражения» мы сознательно сделали акцент на живописные произведения в противовес объектам и инсталляциям. Живопись, как более традиционное медиа, вызвала больше положительных откликов.

Я думаю, необходимо какое-то время, чтобы студентам атмосфера современного искусства стала привычной. Но в целом, молодежь всегда вовлекается в него быстрее, чем взрослые люди. И мы стремимся говорить с ней на одном языке.  

 

Витас Стасюнас «Голуби»
Витас Стасюнас «Голуби»

 

Витас Стасюнас, например, предоставил для выставки работу «Голуби» — птиц из папье-маше в натуральную величину на жердочке, под которой из имитации голубиного помета возникают узнаваемые архитектурные образы.

Художник с юмором размышляет о городском пространстве. Но мы стремились не только развеселить студентов, но и побудить их формулировать для себя серьезные социальные вопросы, критически оценивать действительность.

Сейчас среди учеников и работников ВУЗа проводится социологический опрос. Исходя из предварительных результатов, наличие художественной выставки по сравнению с ее отсутствием студенты расценивают однозначно со знаком плюс, отмечая, что пространство атриума, где разместилась экспозиция, стало менее скучным, выставка стала поводом для гордости за свое учебное заведение, констатацией его уникальности.

И, как следствие, поводом для рассказов знакомым не из ВУЗа, появилось желание интересоваться искусством, заниматься самостоятельным творчеством. Я думаю, этому проекту еще безусловно есть куда развиваться.

 

Портал Cultobzor.ru благодарит Екатерину Карцеву за подробные ответы на наши вопросы и ;желает успешного продолжения выставочных проектов в Московском Международном Университете. Которые обязательно будут освещены на страницах нашего портала.

Выставка «Московские отражения» прошла в Атриуме ММУ с 8 сентября по 29 сентября. Подробнее о выставке — http://cultobzor.ru/2017/09/moskovskie-otrazheniya/

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *