Вторник , 19 марта 2024

Юлия Петрова. Не будь импрессионизма, не случилось бы раскрепощения нашего искусства.

Музей Русского импрессионизма отмечает первый, но столь важный юбилей – год назад он гостеприимно распахнул свои двери для московского зрителя.

Отмечая это событие и в преддверии открытия выставки «Увлечения. Личная коллекция Владимира Спивакова» портал Cultobzor.ru попросил директора музея Юлию Владимировну Петрову подвести некоторые итоги, поделиться планами на будущее и представить новый проект, который обещает стать одним из главных событий в культурной жизни столицы этого лета.

 

Юлия Владимировна Петрова, директор Музея Русского импрессионизма.
Юлия Владимировна Петрова, директор Музея Русского импрессионизма.

 

Какие идеи, какая миссия закладывалась при основании и открытии музея? Какое значение в истории отечественного искусства художников русского импрессионизма

Кузьма Петров-Водкин говорил: «На импрессионизме мы все ограмотились». Не будь импрессионизма, не случилось бы того раскрепощения нашего искусства, которое привело вначале в первой, а затем и ко второй волне русского авангарда.

Сам же импрессионизм, который в 1880-х годах выглядел вызовом всей художественной культуре, прошел долгий путь приятия и наконец стал почти обыденным явлением.

Технические приемы импрессионизма вошли в арсенал любого выпускника художественного вуза, и сегодня даже не верится, что некогда право на такое видение приходилось отстаивать.

Какие результаты, победы и достижения за этот первый, столько важный год в истории музея?

За год мы провели в своих стенах четыре временные выставки, из которых самой успешной стала выставка Елены Киселевой. Важно, что она не только понравилась широкой публике, но и обсуждалась в научных кругах, где тоже, как выяснилось, о Киселевой и ее блестящей живописи знали не все.

Нам удалось открыть это имя для Москвы, это настоящая научная работа, которая является важнейшей составляющей деятельности любого серьезного музея.

Наша основная коллекция побывала на гастролях в Софии. Проект Валерия Кошлякова «Элизии», показанный в нашем музее осенью 2016 года, в мае 2017 переехал в Венецию, и эту выставку смогли посетить гости Венецианской биеннале.

За год проведено несколько десятков курсов по рисованию и истории искусства – для детей и взрослых.

С самого начала мы строили технологичный музей и в подтверждение тому получили премию Международного совета музеев за лучшее мобильное приложение.  Стали финалистами фестиваля Интермузей.

Но главное – начала формироваться наша собственная аудитория, люди, которые приходят к нам на каждую выставку, потому что знают, что это будет хорошо. Их доверием я особенно дорожу.

 

Елена Киселёва «Маруся» 1913 (фрагмент)
Елена Киселёва «Маруся» 1913 (фрагмент)

 

Кто он — зритель вашего музея?

Как и в большинстве других музеях, наши посетители – в основном дамы. Таковы реалии – в музеи, театры, филармонии ходят в основном женщины. Мужчины в лучшем случае их сопровождают.

Возраст и уровень подготовки всегда разный. К нам ходят и студенты, и пенсионеры, и мамы с колясками – да, я считаю, что ходить в музей с младенцем не только возможно, но и нормально, тогда и вырастая, дети не станут воспринимать поход в музей как занудную обязаловку.

С нас, для обеспечения комфорта мам, — пеленальный столик на минус первом этаже, детский стульчик в кафе и каша в меню. И безбарьерная среда – с колясками проходить можно.

Какие планы у Музея на будущее?

Выставочных планов и мечтаний столько, что хватит на ближайшую пятилетку. Но музей – это не только выставки.

Мы ведем большую работу с посетителями с инвалидностью: год назад запустили экскурсии и видеогид на жестовом языке, а затем и лекции, и мастер-классы для слабослышащих. В планах на лето – сделать музей доступным для слабовидящих.

Для художественного музея, который обращается в первую очередь к зрению свих посетителей, это амбициозная задача. Уже сейчас в экспозиции можно видеть тактильные макеты и фактуры живописи. А будут и звуки, и запахи, и специальная экскурсия.

 

Здание Музея Русского импрессионизма
Здание Музея Русского импрессионизма

 

Совсем скоро вы порадуете московского зрителя новым, грандиозным проектом – выставкой произведений из коллекции выдающегося музыканта современности Владимира Спивакова. Несколько слов о самой выставке, её значении и главных идеях в её реализации?

Выставка получилась не тривиальной. Коллекция маэстро разнообразна, в нее входят произведения разных эпох и стилей. Проще всего было бы выбрать то или иное направление из представленных в собрании, и показать только его.

Но куратор соединил графику начала XX века с абстрактным нонконформизмом – и получилось хорошо.

Один выставочный зал получился почти целиком о музыке, балете, театре. Другой – о философии и религии. В общем, оба – о вечном.

Какую роль, на Ваш взгляд, играет изобразительное искусство в жизни Владимира Теодоровича?

Владимир Теодорович любит рассказывать, что в юности серьезно занимался живописью и за мольбертом проводил больше времени, чем за занятиями скрипкой.

Сейчас же изобразительное искусство окружает его в равной степени и дома, и на работе, в Международном доме музыки. О произведениях из своей коллекции он говорит с большой теплотой и даже для выставки расставаться с ними ему было сложно.

 

Владимир Спиваков и картина Павла Челищева «Танцовщица с тамбурином. Эскиз театрального костюма» 1920 из его коллекции
Владимир Спиваков и картина Павла Челищева «Танцовщица с тамбурином. Эскиз театрального костюма» 1920 из его коллекции

 

Как искусство вошло в Вашу жизнь? Какие первые впечатления от встречи с прекрасным остались в памяти из детства?

Первые впечатления от изобразительного искусства я, конечно, не помню. Я выросла в Санкт-Петербурге, там искусство обнимает сразу, в нем просто живешь и всё.

А вот первый художественный альбом, который меня заворожил, помню очень хорошо – это был альбом Феодосийской картинной галереи. Смотрела его много-много раз.

Помню, расстраивалась, когда долистывала до последних страниц, где «вместо Айвазовского» приводились «неинтересные» и даже какие-то «ненастоящие» Суриков, Лагорио, Верне, Волошин, Нисский. Айвазовского с тех пор разлюбила.

Какая Ваша любимая картина из собрания музея?

Поскольку коллекция музея постоянно пополняется, у меня регулярно появляются новые фавориты. Зачастую любимыми становятся те, с которыми больше всего возишься – к которым удается найти архивные материалы, уточнить авторское название, место создания, датировку, или выяснить какие-то интересные исторические подробности.

Мои любимые, к которым всегда подвожу своих гостей, когда веду экскурсию – «Ворота Ростовского Кремля» Константина Юона, «Лес» Станислава Жуковского, «Окно» Валентина Серова, маленькие портреты детей Николая Кузнецова – Миши и Маруси, «Венеция» Бориса Кустодиева, «Мокрые афиши» Юрия Пименова.

 

Константин Юон «Ворота Ростовского Кремля» 1906
Константин Юон «Ворота Ростовского Кремля» 1906

 

Портал Cultobzor.ru благодарит за ответы на наши вопросы и желает Юлии Владимировне Петровой и всему коллективу Музея Русского импрессионизма исполнения всех творческих замыслов и личных успехов!

Выражаем благодарность FleishmanHillard Vanguard за помощь в организации интервью.

 

 

Смотреть еще

Музей русского импрессионизма Выставка Выбор Добычиной

Выбор Добычиной.

С 08.06 до 24.09.2023 в Музее русского импрессионизма.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *