Воскресенье , 28 апреля 2024

Художники Ткачевы. К 100-летию Сергея Ткачева.

С 08.11.2022 до 14.05.2023 в Государственной Третьяковской галерее на Крымском валу – Новая Третьяковка.

Расширенная экспозиция в Новой Третьяковке приурочена к 100-летнему юбилею Сергея Ткачева и показывает его ранние произведения, а также картины Алексея Ткачева и первое полотно, написанное братьями Ткачевыми совместно.

Народные художники СССР, действительные члены Академии художеств РФ, лауреаты Государственной премии СССР и Государственной премии РСФСР им. И.Е. Репина, Ткачевы составили уникальный творческий союз, который существовал более семидесяти лет и стал единственным в отечественном искусстве примером длительным совместного творчества двух братьев.

В зале представлены произведения, которые относятся к тому времени, когда художники только вырабатывали авторский метод сотворчества. В центре – первое написанное «в четыре руки» значительное полотно Ткачевых «Между боями» (1958-1960), посвященное годам гражданской войны.

Вопреки названию, произведение посвящено эпизоду, не связанному с военными действиями. В основу этого полотна легли рассказы Петра Афанасьевича Ткачева, отца художников, о курсах ликвидации неграмотности в социалистическом клубе села Овстуг Брянской области, которым он заведовал. Эти правдивые истории о тянувшихся к грамоте жителях деревни нашли свое продолжение в многочисленных (более 300) этюдах и эскизах, часть из которых представлена в экспозиции.

Работа над картиной шла несколько лет в мастерской художников в подмосковном Подольске и в Доме творчества «Академическая дача» в Тверской области. Моделями служили родственники («Портрет отца», «Группа бойцов» — из собрания художников) и жители соседних деревень («Сергей Ватагин», «В. Бобров»), среди эскизов есть и автопортреты художников. В основу образа молоденькой гимназистки, попавшей в сельскую школу, легла история Антонины Алексеевны Васильевой – учительницы села Подол недалеко от «Академической дачи». В возрасте восемнадцати лет из Петербурга ее направили в российскую глубинку учить мужиков грамоте. Этот случай так впечатлил Ткачевых, что они решили сделать сельскую учительницу главным персонажем на своем полотне.

Богатый подготовительный материал, над которым каждый из Ткачевых работал по-отдельности, позволяет познакомиться с авторским методом создания «большой картины», которому художники были верны всю жизнь: сначала Сергей Петрович и Алексей Петрович писали этюды индивидуально, потом весь собранный материал собирали вместе, обсуждали и вырабатывали композиционное и колористическое решение. 

Только после этого и начиналась работа над большой картиной «в четыре руки». Картина «Между боями» была завершена в 1960 году и принесла творческому союзу известность, вскоре она поступила в Государственную Третьяковскую галерею и стала первым произведением братьев Ткачевых в собрании музея.

Интерес в экспозиции также представляют более ранние произведения Сергея Ткачева и Алексея Ткачева, написанные до начала совместной работы на последних курсах обучения у Сергея Герасимова в Суриковском институте и во время летней практики на Каспии. Эти портреты, пленэрные этюды и жанровые зарисовки передают впечатления начинающих живописцев от южной яркости и неповторимой красоты местной природы.

В произведениях братьев Ткачевых находят свое продолжение традиции московской школы живописи. В ранних работах Алексея Ткачева уже видна рука талантливого художника: особенно ему удается живопись, построенная на сдержанных серебристо-серых и коричневых тонах и солнечный свет, который как будто пробивается сквозь серебристую пелену. Интерес молодых художников вызывали и сцены приморской жизни. На картине «Одинокий рыбак» Сергей Ткачев изображает молодого ловца во время вечернего отдыха. Серебристо-жемчужная гамма, в которой написан пейзаж, неяркое пламя костра в отдалении, задумчивая поза изображенного – все это придает фигуре одинокого рыбака романтические черты.

Вошедшие в экспозицию произведения братьев Ткачевых были созданы до обращения художников к прославившей их теме русской деревни и жизни на селе, к числу которых относятся «Матери», «У старых бань», «В колхоз» и другие масштабные полотна из собрания Государственной Третьяковской галереи и других музеев России.

 

 

Информация (на 06.11.2022):

Государственная Третьяковская Галерея, здание на Крымском Валу – Новая Третьяковка — Зал 27.

Адрес: улица Крымский Вал, дом 10.

Ближайшие станции метро «Октябрьская» и «Парк Культуры»

Режим работы: вторник, среда – с 10:00 до 18:00, в четверг, пятницу, субботу и воскресенье – с 10:00 до 21:00, выходной день – понедельник.

Подробнее о порядке посещения галереи и стоимость билетов — https://www.tretyakovgallery.ru/for-visitors/museums/novaya-tretyakovka/

 

Смотреть еще

Музей Победы Выставка Преемники По стопам отцов

Преемники. По стопам отцов.

С 08.12.2023 до 20.03.2024 в Музее Победы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *