Суббота , 27 апреля 2024

Наталия Монахова. Какое бывает время.

До 02.10.2016 в Московском музее современного искусства, здание на Гоголевском бульваре, дом 10.

Московский музей современного искусства и Школа современного искусства «Свободные мастерские» представляют выставку Наталии Монаховой «Какое бывает время». Проект включает в себя видео, снятое как на профессиональную камеру, так и на мобильный телефон.

Художница с помощью монтажа, поиска и резки кадров играет с восприятием времени, изучает его свойства, размышляет над тем, как мы ощущаем минуты, часы, дни, месяцы, годы.

Можно ли сконструировать время, эту условную нелинейную категорию, с помощью художественных средств? Как оно будет восприниматься? Вот здесь оно комфортное и не вызывающее раздражения, а вот — ускоренное и порезанное на куски. А тут, смотрите, его почти нет. Но можно ли избавиться от него окончательно?

Чтобы выносить ребенка, как и сто лет назад, требуется 9 месяцев. Даже в современном мегаполисе детей не принято рожать быстрее, хотя темп жизни здесь постоянно ускоряется.

Поэтому, когда ребенок рождается, он никуда не спешит. И пока растет, пытается сохранить нормальный темп: много раз смотрит один и тот же мультфильм, слушает одну и ту же сказку. Он усваивает информацию, словно хорошую еду, медленно смакуя. И противится спешке.

Что происходит потом?

По мере взросления маленький человек вживается в социум. От него требуется быть проворнее, резвее выполнять команды, меньше времени тратить на переваривание информации и больше успевать.

Шаг за шагом — школа, высшее образование, работа, карьера. Запомнит ли этот бывший ребенок, с каким удовольствием он пересматривал любимые мультфильмы? Как долго тянулись дни его детства, пока он не включился в погоню за счастьем?

Времени свойственно быть разным. Или не времени, а субъективному восприятию этой нелинейной категории?

Разновидность рефлексии художника — ностальгия по ушедшему. Хочется остановить «вот-именно-это-мгновение» и внимательно рассмотреть. Зачем? Поймать ускользающий момент и прочувствовать или осознать быстротечность, пронизывающую нашу жизнь?

А почему бы художнику не быть как все? Если все кругом спешат, то и ему следует ускориться. Если можно есть на ходу, почему нельзя делать видео на ходу? Тем более технические средства это позволяют. А может, не позволяют, а диктуют?

Есть ли какой-то выбор? Или остается лишь мчаться со скоростью потока, чтобы не создавать аварийных ситуаций? Fast life — fast food — fast video.

Однако окружающая действительность, которую так жаждет исследовать художник, не похожа на научную лабораторию. Желаемое, как водится, ускользает от его взгляда, теряясь в неразличимом шуме. Лишь повседневное, неприглядное, совершенно неинтересное изредка мелькает перед глазами. И больше ничего.

Монтаж, резка, поиск кадров и тщетные попытки ухватить за хвост «то-самое-ради-чего». В итоге время, которое должно смаковаться, редуцируется до предела — до нелепых картинок, затерянных в быстром информационном потоке.

 

 

Информация (на 01.09.2016):

Московский музей современного искусства, здание на Гоголевском бульваре, дом 10.

Ближайшая станция метро «Кропоткинская».

Часы работы: понедельник – воскресенье с 12:00 до 20:00, в четверг музей работает с 13.00 до 21.00. Выходной – третий понедельник каждого месяца.

Стоимость билетов: взрослые – 350 рублей, льготные билеты – 150 рублей.

Посещение всех зданий музея по одному билету в день приобретения: взрослые – 500 рублей, льготные категории – 200 рублей.

Свободный вход в третье воскресенье каждого месяца.

Смотреть еще

Выставка Ростислав Лебедев Жесткие склейки Московский музей современного искусства ММОМА

Ростислав Лебедев. Жесткие склейки.

С 09.11.2023 до 28.01.2024 в Московском музее современного искусства, здание на Петровке, дом 25.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *