Понедельник , 6 мая 2024

Осаму Сиихара. Модернизм в японской фотографии. 1930-е.

До 10.04.2016 в Мультимедиа Арт Музее.

В рамках XI международного месяца фотографии в Москве «Фотобиеннале 2016».

Работы классика японской фотографии Осамы Сиихары находятся в собраниях Национального музея современного искусства Токио, Художественного музея Хьюстона, Музея современного искусства в Нью-Йорке, Музея Гетти и др.

Осаму Сиихара (1905–1974) родился в Осаке. В 1928 году поступил в Токийскую художественную школу (сегодня Токийский национальный университет искусства и музыки), где учился на факультете западной живописи под руководством выдающегося японского художника Фудзисимы Такедзи.

После окончания художественной школы в 1932 году Сиихара вернулся в регион Кансай, где он родился и вырос. Здесь он основал собственную живописную мастерскую в городе Нисиномия (префектура Хёго).

Судя по всему, как раз в это время он серьезно увлекся фотографией и вступил в фотографический клуб «Тампей», проповедовавший принципы «новой фотографии» («Синко Сасин»).

Являясь одним из лидеров клуба, Сиихара создал ряд экспериментальных работ, используя такие техники, как фотограмма, соляризация, множественная экспозиция и сочетание фотографии и рисунка, которое он сам называл «фотоживописью».

В отличие от токийского крыла представителей «новой фотографии», которых больше интересовала социальная функция фотографии, позже они обратились к фотожурналистике, для членов клуба «Тампей» вопрос о роли фотографа и фотографии в обществе был не столь актуален.

Прежде всего, снимок должен был отражать внутреннее видение художника. Они продолжали свои формальные эксперименты, которые привели к формированию течения, получившего название «Дзеней Сасин» («авангардная фотография»).

Это течение сформировалось примерно к 1937 году под мощным влиянием сюрреализма. В 1937 году журнал «Мидзуе» организовал первую в Японии выставку западных художников-сюрреалистов, которая была показана в Токио, Нагое и Осаке.

Кроме того, в июне того же года вышел приуроченный к выставке номер журнала «Ателье», включавший статьи об авангардной живописи, после чего вдохновленные новыми идеями члены клубов «Тайпей» и «Фотоклуб Осаки» создали «Группу авангардной образности» в Осаке и стали одними из первых фотографов-сюрреалистов в Японии.

Осаму Сиихара никогда не стремился к оригинальности и новизне ради них самих. Прежде всего, его привлекали формообразующие принципы сюрреализма, позволяющие наиболее точно выразить его мироощущение.

Несмотря на то, что он использовал в своих фотографиях множество различных техник, его работы неизменно демонстрируют устойчивую композицию, доказывающую продуманное использование тех или иных технических средств.

Сиихара рассматривал европейский сюрреализм, скорее, как результат опустошенности, принесенной Первой мировой войной, и комментировал его так:

«Я говорю это не потому, что поддерживаю академическую точку зрения, однако меня не покидает ощущение, что хотя живопись не бывает абсолютно свободной от общества, культуры или жизни, попытки заставить зрителя извлечь из картины определенное значение являются порочными.

На мой взгляд, это не есть подлинная форма искусства. Правильнее просто делать нечто такое, на что можно смотреть не спеша и получать удовольствие».

Выражаю благодарность пресс-службе Мультимедиа Арт Музея за предоставленные материалы. Все права на изображения защищены, использование без согласия правообладателя запрещено.

Проект предоставлен Фондом Осамы Сиихары и MEM, Токио.

MEM

 

 

 

 

 

Информация (на 10.03.2016):

Мультимедиа Арт Музей

Адрес: ул. Остоженка дом 16 (ближайшие станции метро «Кропоткинская» или «Парк Культуры Радиальная и Кольцевая»)

Часы работы: с 12:00 до 21:00 каждый день, кроме понедельника.

Стоимость билетов: взрослые – 500 рублей (на все выставки в музее), для студентов – 250 рублей, для детей и пенсионеров – 50 рублей.

Смотреть еще

Галерея Парк Фотовыставка Без барьеров IX Всероссийского фотоконкурса о жизни людей с ограниченными возможностями

Без барьеров.

С 21.12.2023 до 14.01.2024 в Галерее «Парк».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *