Вторник , 19 марта 2024

Семён Чуйков. О В.А.Фаворском.

 

ВХУТЕМАС, начало 1920-х. Во втором ряду третий справа - В.А.Фаворский
ВХУТЕМАС, начало 1920-х. Во втором ряду третий справа — В.А.Фаворский

 

Статья публикуется в рамках информационной поддержки проходящей до 13.03.2016 в ВЗ Государственного музея А.С.Пушкина выставки «Владимир Фаворский. Эпос Киргизии. Рисунки».

Подробнее о выставке >>

Выражаю благодарность Галерее Грос-АРТ за предоставленные материалы.

 

Владимира Андреевича Фаворского я увидел впервые в 1921 году, когда поступал во ВХУТЕМАС. Это был не старый еще мужчина высокого роста, с большой русской бородой, со спокойными, медлительными движениями.

В живописной толпе студентов и преподавателей, одетых в старые солдатские шинели, деревенские полушубки и поношенные городские пальтишки, выделялась его колоритная фигура в сермяжной поддевке и высокой шапке, напоминавшая не то странника, не то монаха.

Без преувеличения можно сказать, что ВХУТЕМАС был детищем Владимира Андреевича: являясь в 1923—1926 годах ректором этого учебного заведения, он вместе с единомышленниками определил его профиль, разработал и внедрил в практику программу и метод обучения.<>

 

Владимир Фаворский - Фотография 1944 года
Владимир Фаворский — Фотография 1944 года

 

Владимира Андреевича отличали невозмутимое спокойствие, добрая, как будто застенчивая улыбка, необыкновенная простота, мягкость и чуткость во взаимоотношениях с окружающими, отсутствие всякого намека на позу, какая-то доверчиво-простодушная доброжелательность, ровная и постоянная во всякое время и при любых обстоятельствах.

Вместе с тем он был непреклонным и бескомпромиссным, как только дело касалось творчества, и никакие силы не могли заставить его поступиться своими убеждениями.<>

В 1946 году я жил и работал в киргизском селе Кашка-Суу. И вдруг чудесная новость: ко мне едет Владимир Андреевич с двумя своими ученицами -В.Федяевской и Е.Родионовой.

Устроившись кое-как в старой избе с земляным полом, мы с утра до позднего вечера рисовали и писали с натуры в поле, на току, где кипела горячая молотьба.

Утром и вечером мы готовили себе на костре чай, а днем — «обед». Вечерами подолгу сидели у затухающего костра и задушевно толковали об искусстве, о жизни.

Эти тихие вечера, когда шум речки Ала-Арча подчеркивал свежесть и тишину горной природы и звездное небо осеняло нас, не забудутся никогда.

 

Владимир Фаворский «Студентка»
Владимир Фаворский «Студентка»

 

Борода Владимира Андреевича была уже белой, как снег горных вершин, — на фронтах Отечественной войны погибли оба его любимых сына, — но стоицизм его был безграничен: он не падал духом, не роптал и не отчаивался.

В работе, в творчестве находил он забвение и утешение. И еще в любви к людям и ко всему окружающему…

Он был философ и подлинно мужественный человек, Человек с большой буквы. Его благородство, доброта и гуманность не имели границ, а талантом, эрудицией и глубиной мышления он напоминал художников эпохи Возрождения.

Действительно, в наш век торопливости и нервозности монументальная, эпическая, я бы сказал, личность Фаворского является уникальной. И неудивительно, что ученики его и все, кто с ним соприкасался, преисполнены к нему не только почтения и уважения, но именно искренней, неподдельной любви.

Да его и нельзя было не любить: своей непосредственностью, простотой и сердечностью он напоминал ребенка, а мудростью и добротой — отца.

Он учил молодежь не только рисунку и композиции, он воспитывал художника. Более того, своим примером и влиянием он воспитывал в ученике честного, благородного, высоконравственного Человека.

Удивляла в Фаворском еще одна черта. Он всегда казался сосредоточенным и погруженным в себя. Однако был всегда прекрасно осведомлен о текущей жизни во всех ее областях, а в художественной принимал самое активное участие.

Ни одно мало-мальски заметное событие, выставка, появление интересного произведения не проходили мимо его внимания. Он искренне радовался появлению каждого нового таланта, и было трогательно видеть на его добром лице неподдельную радость чужому успеху.

Семён Чуйков, 1976

 

Семён Чуйков «Дочь Советской Киргизии» 1948 Собрание Государственной Третьяковской галереи
Семён Чуйков «Дочь Советской Киргизии» 1948
Собрание Государственной Третьяковской галереи

 

 

Смотреть еще

Музей Пушкина Выставка Как слово наше отзовется К 220-летию со дня рождения Тютчева

Как слово наше отзовется… К 220-летию со дня рождения Ф.И. Тютчева.

С 24.11.2023 до 21.01.2024 в Государственном музее А.С. Пушкина.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *