Вторник , 19 марта 2024

Илларион Голицын. О киргизских рисунках Фаворского.

 

Илларион Голицын "В.А.Фаворский гравирует "Маленькие трагедии" Пушкина" 1961 Собрание Государственной Третьяковской галереи
Илларион Голицын «В.А.Фаворский гравирует «Маленькие трагедии» Пушкина» 1961
Собрание Государственной Третьяковской галереи

 

Статья публикуется в рамках информационной поддержки проходящей до 13.03.2016 в ВЗ Государственного музея А.С.Пушкина выставки «Владимир Фаворский. Эпос Киргизии. Рисунки».

Подробнее о выставке >>

Выражаю благодарность Галерее Грос-АРТ за предоставленные материалы.

 

«Я вспоминаю остроумное замечание Владимира Андреевича Фаворского по поводу его работы для метро «Краснопресненская». У него комиссия зарубила эскиз росписи. «Зато покомпоновали», — чуть улыбаясь, резюмировал эту «беду» Фаворский.

Я вспомнил это его мудрое замечание в размышлении, как написать о его работе над киргизским эпосом «Манас». Тут и «покомпоновали»; и рисовал киргизскую землю, широко охваченную острым, зорким взглядом пытливого художника, и портреты старых и малых.

 

Владимир Фаворский «В юрте»
Владимир Фаворский «В юрте»

 

Как внимательно, неторопливо прослежены контуры, ограничивающие форму в рисунке «Братья», как «пробежала» в глубину земля с остатками древних стен, с дальними горами, как увлеченно Владимир Андреевич рисовал струи бегущей воды речки цветными карандашами…

Мы смотрим в мастерской Фаворского его «киргизские» рисунки, стараясь выбрать лучшие, и не покидает нас чувство, что эта, редкая на сегодняшний день, очень ценная работа мастера, когда-то бездарно загубленная, как тот эскиз для метро, должна обрести новую жизнь.

И возникла ясная мысль: надо издать, восстановив справедливость, работу Фаворского.

Первая идея — это должны быть отдельные листы, которые можно было бы вынуть из папки и взять в руки (это касается, может  быть, рисунков с натуры). Его эскизы для «Манаса» могли бы найти другую форму подачи. Меня не покидало чувство, что это надо делать.

По воле случая, я смог поговорить о Фаворском и его работе над «Манасом» <…> с Чингизом Айтматовым — мудрым большим человеком и писателем; и с милейшим Андреем Андреевичем Болотовым — участником того тихого и проникновенного «смотрения» рисунков в мастерской в Красном Доме на Новогиреевской.

 

Владимир Фаворский «Женский портрет»
Владимир Фаворский «Женский портрет»

 

И еще я вижу выставку киргизских работ Фаворского <…> с презентацией нашего издания. Я не оставлял свою роль «возбудителя интереса» и верил в реальность задуманного. Уходящий год — год сорокалетия со дня смерти Владимира Андреевича Фаворского.

Тут, может быть, надо сказать, что в мастерской Владимира Андреевича уже много лет регулярно происходят просмотры его работ. И в многообразной их череде «киргизские» вещи всегда вызывали и восторг во мне, и чувство обиды — что эта и многотрудная, и многогранная работа, в отличие от калмыцкого эпоса «Джангар», не увидела света.

Хочется верить, что следующий год будет годом нового рождения рисунков к эпосу «Манас».

Илларион Голицын, 2004 год

 

Тогда это не удалось осуществить, а в 2007 году Илларион Владимирович трагически погиб, не дождавшись воплощения этого замысла — издания киргизской  серии рисунков своего учителя…

Смотреть еще

Музей Пушкина Выставка Как слово наше отзовется К 220-летию со дня рождения Тютчева

Как слово наше отзовется… К 220-летию со дня рождения Ф.И. Тютчева.

С 24.11.2023 до 21.01.2024 в Государственном музее А.С. Пушкина.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *