До 23.11.2014 в Мультимедиа Арт Музее.
Аркадий Шайхет – один из самых ярких представителей блистательной плеяды русских фотографов-модернистов начала XX века, наряду с Александром Родченко, Борисом Игнатовичем, Георгием Петрусовым, Михаилом Прехнером, Максом Пенсоном и др., в то же время всегда занимавший в ней особое место.
МАММ продолжает программы «Классики российской фотографии» и «История России в фотографии», над которыми музей работает с 1997 года, и представляет третью часть проекта, посвященного творчеству фотографа.
Открытие первой выставки – «Аркадий Шайхет. Начало. 1923-1927» состоялось в 2010 году («Фотобиеннале 2010»). В рамках «Фотобиеннале 2012» была показана вторая часть ретроспективы, охватившая период с 1928 по 1931 год – невероятно насыщенного и драматичного времени в истории страны.
Третья выставка «Аркадий Шайхет. Фотографии 1932-1941» станет настоящим открытием, даже для поклонников творчества фотографа. Она включает как снимки, являющиеся визитной карточкой Шайхета, например, знаменитые «Экспресс», «Трактор и самолет», «Красноармейская купальня», так и работы, до сих пор неизвестные публике, большинство из которых впервые напечатаны как выставочные отпечатки с авторских негативов.
«В 1931-1932 гг. образовалось Российское объединение пролетарских фотографов (РОПФ), Аркадий Шайхет активно участвовал в его работе. Александр Родченко стал одним из руководителей группы «Октябрь». Несмотря на различия во взглядах, фотографы этих групп постоянно взаимодействовали, использовали опыт друг друга в творчестве и были искренни в отстаивании собственного мнения.
Однако наступил переломный момент: фотография, как и все официальное искусство 1930-х, реализовывала лозунг «Страна должна знать своих героев». Открытые поиски форм закончились. Авторская индивидуальность, самореализация как таковая уже не были основной заботой творческого человека. На первый план вышли пропаганда и агитация, создание нового образа страны. Но талант, навык и профессионализм остались. Все это проявилось на новом этапе творчества Аркадия Шайхета.
Архивные фотографии и негативы приходилось уничтожать – состояние архивов фотокорреспондентов тщательно контролировалось. Не стало Рыкова и Бухарина (его Шайхет снимал особенно часто), Зиновьева и Каменева, Радека и Тухачевского – не стало и их изображений.
В семейном архиве остались лишь нейтральные фигуры: Луначарский, Киров, Крупская, Горький, Дзержинский, Ярославский и другие. Аркадий Шайхет проявлял и печатал снимки дома. В этом ему помогала вся семья: промывали, накатывали фотографии на стекло, глянцевали, обрезали. Сын Анатолий занимался ретушью.
С головой погрузившись в работу, работая в многочисленных изданиях, он постоянно ездил на съемки. География командировок Аркадия Шайхета – это география Советского Союза. Вот только перечень поездок за 1937 год: Хабаровск, Владивосток, Гродеков, Ханка, Ворошилов, Симферополь, Ялта, Севастополь, Запорожье, Ленинград, Лозовая, Харьков, Баку, Минеральные Воды, Днепропетровск, Киев…
В 1938 году Аркадий Шайхет был уволен из редакции журнала «Огонек», его перестали печатать в журналах «Советское фото» и «СССР на стройке». В сентябре он устроился в новое издание «Иллюстрированная газета». А в 1939 году Шайхет сделал свой лучший снимок, а точнее сказать ‒ фотокартину ‒ «Экспресс», создав образ страны, устремленной в прекрасное будущее.
Мария Жотикова-Шайхет
Выражаю благодарность пресс-службе Мультимедиа Арт Музея за предоставленные материалы.
Стратегический партнер музея – компания «НОВАТЭК»
Информация (на 18.09.2014):
Мультимедиа Арт Музей
Адрес: ул. Остоженка дом 16 (ближайшие станции метро «Кропоткинская» и «Парк Культуры Радиальная и Кольцевая»)
Часы работы: с 12:00 до 21:00 каждый день, кроме понедельника.
Стоимость билетов: взрослые – 300 рублей (на все выставки в музее), для студентов – 150 рублей, для детей и пенсионеров – 50 рублей.