Вторник , 19 марта 2024

Гипноз пространства. Воображаемая архитектура. Путь из древности в сегодня.

С 24.07 до 23.09.2018 в Музее-заповеднике «Царицыно» — Большой дворец.

Выставка-инсталляция посвящена архитектурным фантазиям, её цель — помочь понять, как мир воображаемой архитектуры конструировал творческое сознание людей прошлого.

Самые невероятные идеи, свобода проектирования воздушных чертогов раскрепощали фантазию людей эпохи барокко и Просвещения, замыслы которых воплотились в оформлении театральной сцены. Но это не значит, что все осталось в истории.

Умопомрачительные визуальные аттракционы XVIII века сегодня нашли применение в виртуальной реальности, компьютерных играх, анимации.

Сам способ постижения мира современным человеком, создающим образы «на экране» собственного восприятия, во многом наследует механике театральных феерий. Таким образом, изучая воображаемую архитектуру барокко, мы познаем себя и свой аппарат понимания Вселенной.

Жанр воображаемой (эфемерной, «бумажной») архитектуры берет начало в театрах ренессансной Италии – именно там в первой половине XVI века при оформлении сцены начали применяться перспективные изображения условных площадей и улиц, на фоне которых разыгрывалось действие.

В XVIII столетии благодаря прежде всего болонским архитекторам-сценографам из семейства Галли-Бибиена, эта выдуманная театральная архитектура переживает настоящий бум: виды  фантастических  дворцов и соборов особенно востребованы в пафосных постановках в жанре «серьезной оперы» (opera seria) с сюжетами из древней истории или античной мифологии.

Одновременно жанр расширяется – к приемам воображаемой архитектуры обращаются при украшении интерьеров, устройстве фейерверков, иллюминаций, придворных торжеств.

Театральное происхождение воображаемой архитектуры продиктовало структуру экспозиции: куратор, искусствовед Сергей Хачатуров создал выставку-инсталляцию, которая служит декорацией к спектаклю во многих частях – действу, посвященному зодчеству и театру, а также идее подобия здания целому миру и формирования образа мироздания в каждом конкретном объекте.

«Гипноз пространства» предполагает путешествие. В залах выставки выстраиваются мосты между культурой XXI и XVIII века. Задаются перспективы отношения этих разных и одновременно родственных эпох к темам несвободы и веры, созидания и разрушения, праздников и утрат. Архитектором выставки-спектакля стал Степан Лукьянов, ведущий художник «Электротеатра Станиславский».

Произведения искусства прошлых веков соседствуют с работами, созданными современными мастерами – признанными (М. Алексеева, С. Эстрин, А. Бродский, И. Уткин, Ю. Аввакумов, Е. Кошелев) и молодыми (А. Оленев, В. Карташов, А. Филатов).

Раздел «Волшебный фонарь» посвящен режиссеру Андрею Хржановскому и неожиданной роли сценической архитектуры в устройстве его мультипликационных новелл.

Открывает выставку гигантская гравюра «Ихнография, или План Марсова поля в античные времена» (1757), шедевр Джованни Баттисты Пиранези (1720-1779), которого считают основателем современной концептуальной бумажной архитектуры.

Первым актом выставки стали графические листы Пьетро ди Готтардо Гонзаги, идеолога «театра архитектуры», чистый образец которого был продемонстрирован в 1818 году в театре князя Юсупова в Архангельском.

Один из ключевых разделов выставки, Opera Seria, занимает три зала. «Серьезная опера» XVII – XVIII веков предполагает исторический или мифологический сюжет, речитативы, виртуозные арии и действия в роскошных декорациях.

Художники соревновались в стремлении поразить зрителя архитектурными иллюзиями. Кроме подлинных эскизов XVIII века в одном из залов огромный экран-ниша «впускает» в себя зрителей, дабы они поучаствовали в перемещениях по пространствам волшебных сказок старинного театра.

Еще один сюрприз: записанная на видео мини-опера про архитектуру в исполнении артистов театра «ИюльАнсамбль» (композитор Ираида Юсупова, режиссер – Андрей Сильвестров). В зале «Кибербарокко» посетители становятся участниками постинтернетовской игры, попадая в придуманный молодым художником Владимиром Карташовым лабиринт из фигур-обманок.

Сам лабиринт вдохновлен образами компьютерных игр. А они в свою очередь – парафраз темы старинных сценических иллюзий с пещерами, замками, тайниками и сокровищницами.

Куратор выставки: Сергей Хачатуров

Архитектор: Степан Лукьянов

Координатор: Дарья Колпашникова

Участники проекта: Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А. В. Щусева, Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина», Московский музей-усадьба Останкино, Музей Большого театра, Частные собрания: И.Б. Баженовой, А.Л. Кусакина, А.Н. Севастьянова, С.А. Подстаницкого.

 

 

Информация (на 15.07.2016):

Государственный музей-заповедник «Царицыно» – Большой дворец.

Адрес: улица Дольская, дом 1. Проезд до станции метро «Царицыно».

Музей открыт: вторник – пятница с 10:00 до 18:00, суббота с 10:00 до 20:00, воскресенье с 10:00 до 19:00, понедельник – выходной день.

Стоимость билетов:

Комплексный билет на все экспозиции и выставки Дворцово-выставочного и Оранжерейного комплексов: взрослые 780 рублей, льготные категории – 320 рублей.

Единый билет в Большой дворец и Хлебный дом: взрослые – 350 рублей, льготные категории – 100 рублей.

 

Смотреть еще

Музей заповедник Царицыно Выставка Фарфор может всё Художник императорского фарфорового завода Татьяна Чапургина

Фарфор может всё. Художник императорского фарфорового завода Татьяна Чапургина.

С 20.10.2023 до 17.03.2024 в Музее-заповеднике «Царицыно» — Малый Дворец.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *