Вторник , 19 марта 2024

Василий Верещагин.

С 07.03 до 15.07.2018 в Государственной Третьяковской галерее на Крымском валу.

Третьяковская галерея открывает крупнейший проект сезона — выставку выдающегося живописца Василия Васильевича Верещагина (1842–1904).

В истории русского искусства он представляет особый тип художника — путешественника, репортера, первооткрывателя. Верещагин был боевым офицером, литератором и философом, значительно более мощной и страстной личностью, чем любой из его современников-живописцев.

Исследователь-этнограф, он вывел жанр этнографических зарисовок на уровень высокого искусства. Но главным вкладом Верещагина в русскую культуру было то, что он кардинально реформировал батальный жанр, до того воплощавший идеи «казенного патриотизма».

Художник не только поместил в центр своих картин рядового солдата, настоящего героя войны, но с помощью художественных средств заставил зрителя воспринимать и оценивать изображаемое с точки зрения «простого» участника события.

Цель выставки — обновить взгляд публики на творчество художника, открыть «другого» Верещагина, показать разносторонний дар и пылкий характер воина и пацифиста, возмутителя спокойствия, нередко находившегося в оппозиции к власти, неуемного исследователя и путешественника, жившего и работавшего на пределе возможностей.

Одна из важных теоретических проблем, которую рассматривает выставка, — расширение границ реализма на примере творчества мастера.

 Василий Верещагин как никакой другой русский художник еще при жизни имел международное признание. За 38 лет творческой деятельности состоялось более 70 персональных выставок живописца в городах Европы и Америки, лишь треть из них — в России.

Проблематика творчества Верещагина, просветительская и гуманистическая направленность его работ имеют глубокую связь с главными тенденциями отечественного искусства второй половины XIX века — размышлениями о жизни и смерти, о судьбе «маленького» человека, с восприятием чужой боли как своей.

Вместе с тем Верещагин был «человеком мира». Его импульсивная натура не признавала кабинетного покоя – он постоянно стремился к дальним и опасным путешествиям, во время которых получал заряд свежих впечатлений для новых творческих замыслов.

В Государственной Третьяковской галерее хранится около 140 живописных и более 400 графических работ Верещагина, приобретенных основателем Галереи Павлом Михайловичем Третьяковым. Этот обширный материал позволяет провести монографическую выставку, основываясь на фондах Галереи. Привлечение экспонатов из других собраний расширяет фокус зрения на творчество Верещагина.

Экспозиция строится в соответствии с сериями, посвященными военным походам и путешествиям художника: Туркестанская (1867–­1874), Индийская (1874–1880-е), Балканская (1877–1881), Палестинская (1883–1885), Русская (1888–1894), Японская (1903–1904).

Цикл «Трилогия казней» (1884–1887) представлен двумя полотнами, долгие годы не выставлявшимися в России.

Один из разделов экспозиции – серия «1812 год» (1887–1900), в которой художник впервые обратился к истории, а не к современным военным событиям, избрав метод исторической реконструкции.

Следуя принципу экспонирования произведений сериями, кураторы учитывали стремление самого художника сохранить целостность каждого цикла и нераздельность показа серий на выставках.

Центральное полотно экспозиции – «Апофеоз войны» (1871, ГТГ), включенное художником в так называемую героическую поэму «Варвары» (Туркестанская серия), определяет основные темы в творчестве Верещагина — война и мир.

Задуманная как «Торжество Тамерлана», картина в процессе работы обрела символический и вневременной характер. Это полотно не утратило силы воздействия на зрителя и сегодня, специалисты и публика продолжают открывать в нем новые смыслы.

Сегодня ни одна выставка в мире, посвященная ориентализму или темам войны и мира, не проходит без произведений Василия Верещагина. Это свидетельствует об особом значении творчества художника в истории европейского искусства, о важности тех проблем, которые он поднимал, и о высоком мастерстве их воплощения.

Настоящий проект – новый этап осмысления художественного и духовного наследия Василия Верещагина. Всего на выставке представлено около 500 экспонатов: 180 живописных, 120 графических работ, 97 произведений декоративно-прикладного искусства, архивные документы, фотографии.

 

 

Информация (на 04.03.2018):

Государственная Третьяковская Галерея, здание на Крымском Валу – Новая Третьяковка, залы 60-61.

Адрес: улица Крымский Вал, дом 10.

Ближайшие станции метро «Октябрьская» и «Парк Культуры»

Режим работы: вторник, среда, воскресенье – с 10:00 до 18:00, в четверг, пятницу и субботу – с 10:00 до 21:00, выходной день – понедельник.

Стоимость билетов: взрослые – 500 рублей, льготные категории – 250 рублей. Дети до 18 лет – бесплатно.

 

Смотреть еще

Выставка Виктор Казарин Структура непокоя Новая Третьяковка Третьяковская галерея

Виктор Казарин. Структура непокоя.

С 28.11.2023 до 15.01.2024 в Государственной Третьяковской галерее на Крымском валу – Новая Третьяковка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *