Блестящий художник театра, выдающийся портретист, мастер пейзажа и натюрморта. Александр Головин работал также как оформитель интерьеров и в прикладном искусстве, в книжной графике. Все, к чему прикасалась рука этого подлинного виртуоза, несет в себе печать яркой самобытности.
Александр Яковлевич Головин родился 17 февраля (1 марта) 1863 года в Москве в семье священника. Он истинное дитя московской школы живописи, выпускник МУЖВЗ, где Головин учился у таких мастеров как Илларион Прянишников, Владимир Маковский, Василий Поленов. Важнейшими этапами в становлении его творчества были посещения поленовского кружка, работа в Абрамцевской мастерской. Искусство Александра Головина зрелищно, ему свойственна театральная приподнятость и эффектность. Реальность предстает с его полотен как будто увиденной сквозь призму театра, очищенной от будничной серости.
Поэтому не случайно обращение Александра Головина к театральному искусству, где он обрел призвание и славу. С 1902 по 1917 Головин был главным декоратором Императорских санкт-петербургских театров, консультантом дирекции по художественным вопросам, оформлял спектакли Александрийского и Мариинского театров. Сотрудничал также с такими гигантами, как Всеволод Мейерхольд (1908) и Сергей Дягилев (оформлял спектакли Русских сезонов в Париже в 1909-1910). Ярчайшим событием в искусстве позднего Головина была его работа с Константином Станиславским в МХАТе.
Его театральные эскизы – подлинные шедевры живописи, выходящие за рамки узких задач декорирования. Александр Головин создает глубоко волнующий образ своего времени, через призму живописи выражая свое отношение к событиям реальной действительности. Колорист-виртуоз, великолепно владеющий цветовым и линейным ритмом, он создавал произведения, поражающие щедростью красок и изощренностью узора. С именем Александра Головина связано представление именно об изысканно красивом и празднично приподнятом искусстве.
1. Головин Александр «Благовещение. Створки царских ворот. Мария» 1894 Железо, масло 89х49,5 Костромской государственный художественный музей
2. Головин Александр «Преображение. Композиция по эскизам А.А.Иванова» 1894 Холст, масло 169х244 Государственная Третьяковская галерея
3. Головин Александр «Христос и самаритянка. Композиция по эскизам А.А.Иванова» 1894 Холст, масло 176х173 Государственная Третьяковская галерея
4. Головин Александр «Портрет Е.Н.Виллиам» 1890-1895 Холст, масло 146х136 Государственная Третьяковская галерея
5. Головин Александр «Голова венецианки» 1896 Холст, масло 48х37,5 Государственный Исторический музей
6. Головин Александр «Портрет А.А.Карзинкина» Середина 1890-х Холст, масло 82х62,6 Государственная Третьяковская галерея
7. Головин Александр «Портрет Е.К.Тархановой» 1896 Холст, масло 35,5х35 Государственная Третьяковская галерея
8. Головин Александр «Портрет М.К.Головкиной. Этюд» 1898-1899 Холст, масло 40,5х36,5 Государственная Третьяковская галерея
9. Головин Александр «Тип (Портрет неизвестной)» Начало 1900-х Бумага, пастель 40х55 Музей изобразительных искусств, Ростов-на-Дону
10. Головин Александр «Носы гондол» 1896 Холст, масло 55х99 Музей музыкальной культуры имени М.И.Глинки
11. Головин Александр «Ваза «Курица» Конец 1890-х Майолика Государственная Третьяковская галерея
12. Головин Александр «Ваза» Конец 1890-х Майолика Государственная Третьяковская галерея
13. Головин Александр «Клеопатра. Эскиз к майолике» Бумага, акварель 23х62 Музей-усадьба В.Д.Поленова
14. Головин Александр «Эшафот. Эскиз декорации к опере А.Н.Корещенко «Ледяной дом» 1900 Картон, темпера 43х50 Государственный центральный музей театрального искусства им.Бахрушина, Москва
15. Головин Александр «Светлица. Утро. Эскиз декорации к опере Н.А.Римского-Корсакова «Псковитянка» 1901 Картон, гуашь 54х95 Государственная Третьяковская галерея
16. Головин Александр «Терем боярыни Шелоги. Эскиз декорации к опере Н.А.Римского-Корсакова «Псковитянка» 1901 Картон, гуашь 54х94,7 Архангельский музей изобразительных искусств
17. Головин Александр «Торговая площадь во Пскове. Эскиз декорации к опере Н.А.Римского-Корсакова «Псковитянка» 1901 Картон, гуашь 54х94 Государственная Третьяковская галерея
18. Головин Александр «Эскиз декорации к балету А.Н.Корещенко «Волшебное зеркало» 1903
19. Головин Александр «Сад доктора Вангеля. Эскиз декорации к драме Г.Ибсена «Дочь моря» 1905 Картон, пастель 56х77 Государственный центральный музей театрального искусства им.Бахрушина, Москва
20. Головин Александр «Фиорды. Эскиз декорации к драме Г.Ибсена «Дочь моря» 1905 Бумага на картоне, пастель 54х76,5 Государственный центральный музей театрального искусства им.Бахрушина, Москва