С 24.10.2023 до 14.01.2024 в Государственном музее А.С. Пушкина.
В Государственном музее А.С. Пушкина открывается выставка «Читаем драматические произведения А.С. Пушкина», которая продолжает серию проектов, посвященных творчеству поэта. Ранее в залах музея с успехом демонстрировались такие выставки этого цикла, как «Читаем «Евгения Онегина», «Читаем «Пиковую даму», «Читаем сказки А.С. Пушкина».
На протяжении своей жизни Пушкин не раз обращался к драматургии. В 1821 – 1822 годах он работал над трагедией «Вадим», которая осталась незавершенной. В 1825 году в Михайловской ссылке была написана трагедия «Борис Годунов».
Там же в начале 1826 года возник замысел «Маленьких трагедий», реализованный знаменитой Болдинской осенью 1830 года, и «Русалки», над которой поэт работал в 1829 – 1832 годах. И, наконец, 1830-ми годами датируются «Сцены из рыцарских времен», представляющие собой незавершенную попытку создать социально-историческую трагедию в прозе на западноевропейском материале. Изо всех этих замыслов полное завершение в творчестве Пушкина получили только «Борис Годунов» и «Маленькие трагедии».
Историческая драма «Борис Годунов» была создана под впечатлением от чтения «Истории государства Российского». Именно поэтому Пушкин посвятил ее «драгоценной для всех россиян памяти Н.М. Карамзина». Кроме того, работая над «Борисом Годуновым», Пушкин увлеченно изучал творчество В. Шекспира.
«Лица, созданные Шекспиром, – писал он, – не суть, как у Мольера, типы какой-то страсти, какого-то порока; но существа живые, исполненные многих страстей, многих пороков; обстоятельства развивают перед зрителем их разнообразные и многосторонние характеры…». По признанию поэта, «изучение Шекспира, Карамзина и старых наших летописей» подсказало ему «мысль облечь в драматические формы одну из самых драматических эпох новейшей истории».
Закончив «Бориса Годунова», Пушкин продолжал держать Шекспира в поле своего внимания и пользоваться его «уроками». После возвращения из Михайловской ссылки он читал отрывки из «Бориса Годунова» Николаю I, изъявившему желание быть цензором поэта. Впервые пьеса была опубликована – с цензурными сокращениями – в декабре 1830 года, хотя на титульном листе датой издания значился 1831.
Особый характер драмы, где нет центрального героя, а есть развитие определенной исторической ситуации, около которой группируются действующие лица, не был понят современной Пушкину критикой. На театральной сцене «Борис Годунов» был запрещен вплоть до 1866 года, и его первая постановка осуществилась лишь в 1870 году.
Впоследствии к пушкинской трагедии не раз обращались режиссеры театра и кино, композиторы и художники, которых привлекали «живые и многосторонние» образы Бориса Годунова, Григория Отрепьева, Марины Мнишек, Петра Басманова, князя Шуйского и, конечно же, образ народа от «любви и ненависти» которого «зависит судьба государства».
В 1830 году Пушкиным были написаны «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Каменный гость» и «Пир во время чумы». Подбирая название для сборника этих пьес, поэт рассматривал следующие варианты: «Драматические изучения», «Опыт драматических изучений». Замыслы первых трех «маленьких трагедий» возникли еще в 1826 году в Михайловском. На протяжении целых пяти лет они вынашивались и вызревали в творческом сознании поэта, оставаясь неосуществленными.
В Болдине же они были завершены стремительно, в течение двух недель. «Скупой рыцарь» – 23 октября, «Моцарт и Сальери» – 26 октября, «Каменный гость» – 4 ноября. А 8 ноября Пушкин закончил работу над «Пиром во время чумы», возможно, задуманном уже в самом Болдине, когда вокруг бушевала холера, которую поэт в письмах то и дело называл чумой.
Как и другие пушкинские произведения, «Маленькие трагедии» стали неотъемлемой частью русской культуры, продолжив свою жизнь в других видах искусства: театре и кинематографе, живописи, графике, книжной иллюстрации.
Художников, актеров, режиссеров неизменно привлекал тематический арсенал «Маленьких трагедий» – возмездие, участие мертвых в жизни живых, ожившие статуи и проч. Огромный импульс для творчества давала и проблематика пушкинского цикла, где психологические, исторические или философские проблемы, поставленные с необыкновенной остротой, развиваются во всей трагической противоречивости.
Конфликты, которые описывает Пушкин, неразрешимы. Более того, он не дает их моральной оценки, не говорит о правоте или виновности какой-либо из сторон. Задача Пушкина заключается в том, чтобы продемонстрировать диалектичность любой ситуации и психологического состояния героя. Это дает ему возможность раскрыть характеры действующих лиц с небывалой глубиной, проникая в самые сокровенные тайники человеческой души.
На выставке представлены иллюстрации к «Борису Годунову», «Моцарту и Сальери», «Скупому рыцарю», «Каменному гостю», «Пиру во время чумы» и «Русалке» П.Я. Павлинова, И.Ф. Рерберга, В.А. Фаворского, П.Л. Бунина, Е.А. Кибрика, Ф.Д. Константинова и В.Н. Минаева.
Информация (на 24.10.2023):
Государственный музей А.С. Пушкина — Садовый павильон.
Адрес: улица Пречистенка, 12/2 — вход с Чертольского переулка.
Ближайшая станция метро «Кропоткинская».
Время работы: ежедневно с 10:00 до 18:00, в четверг с 12:00 до 21:00, выходные дни: понедельник, последняя пятница месяца.
Стоимость билетов: взрослые – 250 рублей, льготные категории – 100 рублей.
Каждое третье воскресенье месяца музей работает бесплатно.