Пятница , 26 апреля 2024

Мультики-джойстики.

С 15.04 до 21.05.2023 в Галерее «Ходынка».

В Галерее «Ходынка» Объединения «Выставочные залы Москвы» открывается коллективная выставка Александра Савко и студентов Московской школы современного искусства Университета креативных индустрий Universal University.

Выставочный проект «Мультики–джойстики» исследует способы взаимодействия иллюзии – как компонента современной культуры – в различных продуктах индустрии 4.0 с позицией зрителя в отношении нее. Это исследование разворачивается в различных контекстах.

Иллюзии, созданные посредством технологий – мультипликационные, анимационные, графические; 3d, веб 4.0, VR, AR; компьютерные интерактивные видео игры, голографические и прочие проекты – представляют собой эффективные стратегии захвата зрительского внимания и обеспечения присутствия в них человека.

И в данном случае являются предметом визуально-аналитического исследования группы студентов программы «Современное искусство» Московской школы современного искусства – в рамках кураторского проекта Елены Ковылиной).

«Первые опыты «оживления картинки» и создания движущегося образа относятся еще к 15 веку. Эволюция же самого феномена мультиплицирования изображения – от первых кинескопов до опытов братьев Люмьер, и далее – к Метавселенным – заняла не менее нескольких веков.

Стремительное и повсеместное внедрение цифровых технологий, сделавшееся своеобразной доминантой уже в начале нынешнего столетия, радикально усилило «вау-эффект» и усилило статус «индустрии иллюзий». Между тем, вместе с развитием технологий постепенно менялась и роль зрителя.

На первых этапах эволюции техник визуальных спецэффектов – с появлением «картинок-обманок» и иных фокусов – роль зрителя, сводилась, в основном, к эмоциональной включенности в процесс и почти полному следованию предлагаемому нарративу. Ставка индустрии развлечений, делавшаяся мега корпорациями на эмоциональное погружение, переживание, своего рода трансгрессию, служила созданию «горизонтального алгоритма» приобретения опыта (как, например – сопереживание герою).

Сегодня вариативность вовлеченности в мультимедийную среду иллюзии, предоставляемая современному зрителю, много шире. Эти вариации представляют прежде всего целую палитру сценарных веток развития: множество сюжетных линий – внутри отдельного произведения; артефакты дополненной реальности, и проч.

Благодаря использованию всевозможных гаджетов (таким, как одномерные и многомерные джойстики, сенсоры, ползунки, педали, ручки), а также технологиям VR, AR, интерактивная игра, телеприсутствие и другим, им подобным, то есть, связывающим зрителя с произведением, делая его не просто наблюдателем, но активным пользователем, обладающего статусом участника и по-своему формирующим пространство реализации тех или иных вариантов прохождения игры. В сущности, – псевдотворцом – в рамках предзаданных алгоритмов.

Такая эволюция – от пассивного наблюдателя до активного участника – чрезвычайно интересна – как с точки зрения культурологической и антропологической, так и с концептуальной. На примере нее мы можем экстраполировать некоторые социальные процессы, уже сейчас происходящие в обществе (равно как и те, которым суждено осуществляться в ближайшем будущем) в случае, если они будут внедрены массово.

Так, Метавселенные – в том идеальном аспекте, как они бывают представлены в фантастических фильмах о будущем – скрывают в себе потенциальные перспективы построения целых миров, которые могут быть проявлены в виде органических голографических матриц, и способны к созданию конкуренции – в отношении жизни в физическом мире.

Герберт Маршалл Маклюэн, один из наиболее авторитетных теоретиков современных медиа, приводил аналогию между изобретением колеса телеги и атрофией стопы у человека, тем самым иллюстрируя гипотезу о том, что технический прогресс, на самом деле, служит не столько развитию природных способностей человека, сколько их угнетению.

Футуристические перспективы развития парадигм виртуальных интерактивных миров, исследованию которых мы посвящаем нынешнюю выставку с ироничным названием «Мультики-Джойстики» готовы явить потенциально совершенную архитектуру иллюзорных пространств. Это поистине впечатляет.

Однако несмотря на всю привлекательность предлагаемого параллельного – дигитального – мира, именно сейчас мы призваны осмыслить принимаемое нами, то есть, современным обществом, коллективное решение: насколько глубоко, на самом деле, мы хотели бы погрузиться в объятия навязываемой нам отовсюду игровой матрицы.

И, предоставив цифровому миру свои органические ресурсы – в виде времени, внимания, телесного присутствия – тем самым объективировать компьютерные программы и алгоритмы, насытив их той единственной, собственной жизненной энергией».

Елена Ковылина

Куратор выставки: Елена Ковылина.

Партнёр проекта: Московская школа современного искусства Университета креативных индустрий Universal University.

Куратор программы «Современное искусство»: Михаил Левин.

Открытие выставки – 14 апреля в 19:00.

Фоторепортаж Cultobzor.ru:

 

Информация (на 07.04.2023):

Галерея «Ходынка».

Адрес: улица Ирины Левченко, дом 2.

Ближайшая станция метро «Октябрьское Поле».

Время работы: вторник – воскресенье с 11:00 до 20:00, понедельник – выходной день.

Стоимость билетов: взрослые – 200 рублей, льготные категории – 100 рублей.

https://khodynka.vzmoscow.ru

 

Смотреть еще

Галерея ЗДЕСЬ на Таганке Юбилейный выставочный проект Церетели Живопись

Юбилейный выставочный проект «Церетели». Живопись.

С 30.12.2023 до 04.02.2024 в Галерее «Китай город».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *