Главная / Арт-процесс / Авторская рубрика Ивана Гольского о ДПИ. Сибирский фарфор из Прокопьевска.

Авторская рубрика Ивана Гольского о ДПИ. Сибирский фарфор из Прокопьевска.

Прокопьевский фарфоровый завод. История, изделия, мастера.

Руководство Кемеровской области долго и настойчиво убеждало Москву в необходимости комплексного развития края. Крен в сторону тяжелой, угольной и химической промышленности исключал рабочие места для женщин, ставил область в положение просителя товаров народного потребления. В 1960–1970-е годы всесильный Госплан наконец-то внял уговорам и в области началось строительство предприятий лёгкой промышленности.

Завод был построен после выхода Постановления о мерах по ускоренному строительству фарфоровых и фаянсовых заводов [Постановление Совета министров СССР от 27 февраля 1969 года].

Прокопьевский фарфоровый завод запущен в эксплуатацию в 1972 году. Завод был построен для производства фарфора столового ассортимента – это в основном тарелочный ассортимент.

Оборудование поступило из Чехословакии, монтировать его помогали чешские инженеры. В 1990-е годы завод перестроился и 50% ассортимента производил методом литья, а 50%- методом формования, но по производству тарелок завод являлся монополистом.

Первые изделия завод выпустил 25 апреля 1973 года, а уже 19 сентября 1973 года торжественно отмечали выпуск миллионного изделия.

Вначале единой маркой предприятия было символическое изображение шахтерской лампы автора А.И. Прочко. Но когда обнаружилось, что аналог клейма был утвержден ранее на Дружковском заводе, то с 1976 года фирменным знаком ПФЗ стал служить стилизованный рисунок оленя с буквой «П» между рогами, разработанный Л.Н. Володькиным.

 

 

Осваивать технологию производства изделий, создавать росписи и формы помогали специалисты Дулёвского фарфорового завода. Художники-керамисты были приглашены в Сибирь из других регионов.

Главный художник Прочко Анатолий Иванович с супругой приехали с Артёмовского завода Приморского края, супруги Володькины выпускники Миргородского техникума художественной промышленности приехали с Украины, Бурков Сергей Иванович прибыл из Строгановского училища по направлению «Росфарфора».

Были специалисты – выпускники Миргородского техникума художественной промышленности. Задор молодых художников сказался на первых образцах. Хотя они были выполнены в манере и технике подмосковного Дулёвского фарфорового завода, эти работы создавали впечатление единого ансамбля и были яркими, жизнерадостными, привлекательными.

Первую форму для производства комплектной посуды Прокопьевский фарфоровый завод приобрёл также на Дулёвском фарфоровом заводе. Это была форма «Юбилейная» для чайного сервиза. Для этой формы художники ПФЗ разработали несколько рисунков. Одним из них стал рисунок «Перчик» (1974 год) Леонида Володькина.

Прокопьевский фарфоровый завод избрал Дулёвское направление в оформлении своей продукции: цветочная свободная кистевая роспись с мягким пастозным мазком.

Популярность завода со дня выпуска первой продукции была очень высокой. Многим изделиям был присвоен знак качества.

 

 

Первой разработанной скульптором Прокопьевского фарфорового завода Анатолием Ивановичем Прочко стала форма «Сибирская». Чайные сервизы этой формы завод выпускал с 1976 по 1978 годы.

Создание чайного сервиза формы «Кузбасс» началось на ПФЗ в 1978 году в условиях общезаводского творческого конкурса. Поиск вели, учитывая технологию производства, особенности заводских формовочных полуавтоматов. Требовалось создать технологичный производственный сервиз. Это была первая попытка разработать сервиз расширенной комплектации. Долго искали форму изделия. На выбор повлияли традиции украинских гончаров, ведь большинство художников лаборатории – выпускники Миргородского керамического техникума. Были выбраны формы с округлыми мягкими линиями.

Дело стало за декором – рисунком, который бы заставил изделие заиграть. Художники пробовали разные варианты, но остановились на рисунке «Пурпуровый». Декор получился нарядным звонким, крупные раскованные мазки дополнили округлые формы сервиза.

Специалисты из художественно-технического совета в Москве высоко оценили сервиз, присвоив ему государственный Знак качества. Особое одобрение получила идея расширенного комплекта. Несколько лет заводчане продолжали внедрять в производство отдельные изделия этого сервиза. Были созданы набор салатников «Кузбасс», кофейный сервиз «Кузбасс».

 

 

Проектная мощность Прокопьевского фарфорового завода — 60 миллионов штук изделий в год. Занимаемая площадь земли –33 га. Производственные площади –11 га. Парк основного технологического оборудования – 679 единиц.

Предприятие было организовано по цеховому принципу. Основных цехов — 6 (массозаготовительный, литейно-формовочный, печной, живописный, капсельный, цех комплектации и отгрузки) вспомогательных — 6 (хоз-транспортный, ремонтно-механический, сантехцех, электроцех, стройцех, котельная). Имелись художественная лаборатория и участок изготовления деколий.

Классический рецепт массы для производства фарфоровых изделий предполагает наличие 13 компонентов сырья, которое находится на Украине (каолин, огнеупорная бело-жгущаяся глина), в Мурманской области (белый кварцевый песок).

В 1990-е годы коллектив приложил максимум усилий, используя творческий потенциал заводской лаборатории, перешёл работать на российское сырьё, расположенное ближе к заводу – это каолин Кыштымский, Журавлиный лог (Урал), пегматит (Красноярск).

Велось исследование глин, расположенных в Тисульском районе Кемеровской области. Но совсем отказаться от Украинского сырья было невозможно. Самое высокое качество достигалось при использовании сырья Веселовкого и Просянского месторождения.

Вопросы Ивану Гольскому от Cultobzor.ru:

Какие основные черты характерны для росписи изделий Прокопьевского завода?

Для всех заводов Сибири и Урала характерна роспись, заимствованная из народного промысла Урало-Сибирской росписи дерева. Это маховое мазковое письмо цветов и листьев с растяжкой одного цвета от полупрозрачного до максимально насыщенного. Широкое распространение этот вид росписи получает, во-первых, из-за миграции художников между заводами, и во-вторых, благодаря стажировкам на Дулёвском фарфоровом заводе в Подмосковье, развивающим принципы традиционного народного искусства.

Была ли на заводе авторская фарфоровая скульптура?

Конечно, была. Я привёл только работы Веры Перуновой – те, что мне нравятся. Однако, в Госкаталоге можно увидеть множество других работ – в основном на анималистическую тему. 

Творчество каких мастеров Прокопьевского фарфорового завода хотелось бы отдельно выделить?

Я выделил двух художников, показав их портреты — это Леонид Володькин и Анатолий Прочко. Создать удобную и красивую форму чайника и целого сервиза – особое искусство, требующее большого опыта и вкуса.

В каких музеях можно увидеть изделия Прокопьевского завода – есть ли они в Москве?

Я делаю заметки на основе мониторинга музейного фонда России, представленного (пока лишь частью) в Госкаталоге и доступного для электронного просмотра. По региональным производствам, конечно, основная информацию исходит от местных музеев – краеведческих и художественных.

Но отдельные предметы обнаруживаются в столичных музеях. Чаще всего – это собрание Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства. В Москве проходили всесоюзные и республиканские выставки – Министерство культуры закупало представленные работы и передавало на хранение в различные музеи.

Прокопьевский фарфоровый завод – краткая справка:

Год и место основания – 1972 год, СССР, РСФСР, Кемеровская область, пуск – 1973 год.

Предприятие меняло название:

1969–1972 – Прокопьевский фарфоро-фаянсовый завод Российского промышленного объединения по производству фарфоровых изделий Министерства лёгкой промышленности СССР;

1973– август 1991 – Прокопьевский фарфоровый завод Российского ПО по производству фарфоровых изделий МЛП СССР.

1991– август 1992 – Арендное предприятие «Прокопьевский фарфоровый завод» Российского ПО по производству фарфоровых изделий МЛП СССР

1992– июль 1996 – АООТ «Прокопьевский фарфоровый завод»

1996, июль–сентябрь – АОЗОТ «Прокопьевский фарфор»

1996–2004 – ЗАО «Прокопьевский фарфор»

2004–2006 – ООО «Прокопьевский фарфоровый завод»

2006, сентябрь – в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о ликвидации ООО «Прокопьевский фарфоровый завод» за государственным регистрационным номером 2064205353452. Источник: Проспект эмиссии ценных бумаг. Закрытое акционерное общество «Прокопьевский фарфор» (21 сентября 2000) 

 

 

На предприятии работали:

Бак Наталья, художник: чайник «Сибирская лесная сказка», образцы для росписи чашек и чайников «Осенние золотые листья», «Незабудки»

Бачинский Антон, художник: два варианта рисунка для печати на тарелках и блюдах «Сибирская зима».

Бурков Сергей Иванович, скульптор: чайный сервиз «Кадриль»

Володькин Л.Н.  Источник: ok.ru

Володькин Л.Н. Источник: ok.ru

Володькин Леонид Николаевич, скульптор: чайный сервиз «Веселое настроение» (форма «Застольный»), сервизы чайные «Перчик», «Каменный цветок», «Наташа», набора чайников «Кристалл», форма сервиза «Кузбасс», ваза «Сувенирная»; композиции для декорирования блюдец и тарелок «Дикий мёд» и «На опушке».

Володькина Наталья, художник: чайные сервизы «Банкетный» и «Цветущий» (форма «Застольный»), чайный сервиз «Золотая осень», кофейный сервиз «Тет-а-тет».

Марьина Мария, художник: сервизы «Слива», «Огоньки», «Физалис».

Перунов Александр Андреевич, скульптор: напольные вазы.

Перунова (Реутова) Вера Алексеевна (1959 г.р.), скульптор: подсвечник «Петушок», сувенир «Тигрёнок», копилка «Дударь»; кофейный сервиз «Шахматный», чайный сервиз «Ожерелье», чайный сервиз «Эллада»

Прочко Анатолий Иванович (1938 г.р.), главный художник, член Союза художников СССР: форма сервиза «Колобок», форма сервиза «Застольный».

Прочко Валентина Ивановна, художник: чайный сервиз «Праздничный стол» (форма «Застольный») рисунки «Полянка», «Ромашки».

Рычагова Лидия Петровна (1954 г.р.), скульптор.

Уласик Наталья, скульптор: сувенирные скульптуры «Олень», «Соболь на ветке», «Заяц»

Цимбалий Таисия, художник: рисунки «Ажурный», «Сестрички», «Лютики».

Иван ГольскийИван Гольский – признанный эксперт, куратор и лектор в области декоративно-прикладного искусства, кандидат философских наук (2010).

Стаж музейной работы – 15 лет (на 2020 год), работал в Омском областном музее изобразительных искусств имени М. А. Врубеля, Государственном музее керамики в Кусково, Москва и Государственном музее-заповеднике «Царицыно». Автор множества публикаций и изданий по ДПИ, куратор выставочных проектов в музеях России и за рубежом.

Подписывайтесь на блог Ивана Гольского «Вижу красоту!» на Яндекс.Дзенhttps://zen.yandex.ru/id/5e70bc5bd62d417b2fa91e22

 

Check Also

Янтарная комната и другие проекты. Тайны реставрации.

Янтарная комната и другие проекты. Тайны реставрации.

С 06.03 до 31.05.2020 во Всероссийском музее декоративного искусства.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *