Главная / Выставки / Выставки в 2019 году / Выставки в августе 2019 / Птица — тройка и её пассажиры. Шагал. Зверев. Космачев.

Птица — тройка и её пассажиры. Шагал. Зверев. Космачев.

С 19.03 до 18.08.2019 в Музее AZ (Музее Анатолия Зверева).

Музей AZ представляет выставку «Птица-тройка и ее пассажиры». Новый проект (а это уже восьмая выставка в доме на 2-й Тверской-Ямской) объединяет графические произведения Анатолия Зверева, офорты классика европейского модернизма Марка Шагала и скульптурный объект одного из ведущих мастеров современности Вадима Космачева.

Творческие поиски столь разных художников ХХ века сходятся в одной точке – в какой-то момент источником их вдохновения оказались «Мертвые души» Николая Гоголя.

Каждый из них ощутил потребность окунуться в безграничный мир гоголевской поэмы и увидеть в ней образы, созвучные их стилю и времени.

В свою очередь куратор проекта Полина Лобачевская в качестве ключа к экспозиции предложила универсальную метафору — пассажиры, мчащиеся на птице-тройке – расширяющую круг произведений и адресующую их зрителям XXI века.

Анатолий Зверев (1931-1986) иллюстрировал Гоголя всю свою жизнь. Музей AZ уже представлял на выставках и публиковал его рисунки к различным гоголевским повестям.

К «Мертвым душам» Зверев подступался неоднократно — первые наброски датируются концом 1950-х годов, когда молодой художник буквально ворвался на московскую арт-сцену, некоторые графические листы, хранящиеся в различных коллекциях, относятся к позднему периоду творчества художника.

Обстоятельства не позволили Звереву создать развернутый и законченный цикл. Однако те работы, которые сегодня удалось собрать (кроме коллекции Музея АZ, в проекте представлены произведения из Российского государственного архива литературы искусства (РГАЛИ), а также частных собраний А. Орлова, С. Александрова, И. Кардашиди и др.), говорят об остроумном и оригинальном замысле. Многие из них выставляются впервые.

 

Анатолий Зверев «Гоголь» 1950-е. Собрание Музея AZ.
Анатолий Зверев «Гоголь» 1950-е. Собрание Музея AZ.

 

Не менее интересна и драматична судьба офортов Марка Шагала (1887-1985). В 1923 году Амбруаз Воллар, французский меценат и книгоиздатель, обратился к художнику с предложением создать livre d’artist (особое коллекционное издание) на основе какого-либо литературного произведения.

Выбор Шагала пал на произведение Гоголя. В течение двух лет художник создает 96 офортов с изображением персонажей и сцен поэмы «Мертвые души». Тираж с листами художника был набран в 1927 году, но долгое время книга оставалась в забвении.

Лишь в 1948 году произведение наконец публикуется другим, не менее известным издателем – Эженом Терьяда — и получает Гран-при на международной биеннале в Венеции.

Для выставки «Птица-тройка и ее пассажиры» работы всемирно известного художника предоставил коллекционер Борис Фридман, один из лучших знатоков и собирателей livre d’artist. По признанию Бориса Михайловича, это будет едва ли не первая музейная выставка, на которой офорты Шагала покажут зрителям в столь масштабном объеме вне печатного издания.

 

Марк Шагал «Манилов» 1948. Из собрания Б. Фридмана.
Марк Шагал «Манилов» 1948. Из собрания Б. Фридмана.

 

Наконец, третий участник диалога о гоголевских «Мертвых душах», представляет совершенно новое, созданное специально для этого проекта произведение. Современник Зверева, Вадим Космачев принадлежит к когорте выдающихся русских художников, которые в 1960-70-е годы стали провозвестниками «советского ренессанса» — эпохи свободных творцов и смелых художественных поисков.

Оказавшись в конце 1970-х годов в эмиграции, он заслуженно получил славу актуального европейского художника, чей диалог с русским авангардом и новаторские эксперименты с динамическими формами признаны одним из важнейших явлений в искусстве рубежа ХХ-XXI веков.

Работая на стыке жанров и форм – скульптуры, инсталляции, технического эксперимента – Вадим Космачев живо откликнулся на кураторский замысел, дав свой вариант «птицы-тройки».

Даже для тех, кто знаком с творческим методом создания выставок в Музее AZ, станет неожиданностью содержательное и дизайнерское решение экспозиции, обязательным элементом которой становятся кино и мультимедиа.

На этот раз частью живого музейного пространства стали видеоработы художников-аниматоров Михаила Шепилова и Александры Анохиной. Выставку сопровождают детские образовательные программы, а также кинолекторий Андрея Плахова «Гротеск и сатира».

Создатели выставки «Птица-тройка и ее пассажиры»: Генеральный директор Музея AZ – Наталия Опалева; автор и куратор проекта – Полина Лобачевская; художник-постановщик – Геннадий Синев; медиахудожник – Александр Долгин; художники-аниматоры – Михаил Шепилов, Александра Анохина.

Музей AZ благодарит за поддержку Российский Государственный архив литературы и искусства.

 

Вадим Космачев «Скульптура для проекта «Птица - тройка и её пассажиры».
Вадим Космачев «Скульптура для проекта «Птица — тройка и её пассажиры».

 

Информация (на 06.03.2019):

Музей Анатолия Зверева (Музей AZ).

Адрес: 2-ая Тверская-Ямская улица, дом 20-22.

Ближайшая станция метро «Маяковская».

Время работы: вторник – воскресенье с 12:00 до 20:00. Понедельник – выходной день.

Стоимость билетов: взрослые – 400 рублей (по рабочим дням с 12:00 до 15:00 стоимость билета 200 рублей). Дети до 7 лет имеют право бесплатного посещения.

 

Check Also

Коллективный симптом. Искусство в поле социальной чувственности.

Коллективный симптом. Искусство в поле социальной чувственности.

С 15.03 до 26.05.2019 в Московском музее современного искусства, здание в Ермолаевском переулке, дом 17.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *