Вторник , 19 марта 2024

Ася Филиппова. Фабрике – первая дюжина!

Одному из самых ярких и успешных проектов современного искусства ЦТИ «Фабрика» в этом январе исполнилось 12 лет.

В 2005, в дни открытий выставок первой Московской биеннале современного искусства, в пространстве фабрики технических бумаг «Октябрь» заработал новый арт-кластер – Центр творческих индустрий «Фабрика» (ранее Проект «Фабрика).

Портал Cultobzor.ru обратился к основателю и бессменному директору «Фабрики» Асе Филипповой с просьбой оценить пройденный путь, поделиться своим мнением о процессах в современном искусстве и рассказать о планах на 2017 год.

 

Директор ЦТИ «Фабрика» Ася Филиппова
Директор ЦТИ «Фабрика» Ася Филиппова

 

 ЦТИ «Фабрика» — 12 лет. С какими идеями, с какой концепцией, Вы начинали этот проект? Что удалось реализовать в полной мере?

Когда проект только созревал в моей голове, он подразумевал один выставочный зал, где мои друзья-художники могли бы выставлять свои работы. Это был 2005 год, выставочных площадок тогда было очень мало, дефицит был явным.

Первый раз мысль показывать на Фабрике выставки пришла мне в голову, когда в конце 2004 года я была в галерее XL на выставке Константина Звездочетова «На работе». Там были персонажи, взятые из журнала «Крокодил» — пьяницы, какие-то смешные работяги, вырезанные их картона, и мне подумалось, что они очень органично смотрели бы в наших помещениях.

Но уже на этапе предварительных консультаций замысел стал меняться и разрастаться – стало понятно, что нельзя ограничиваться «междусобойчиком» и надо показывать большие выставки, которые, конечно, потребовали бОльших ресурсов, чем я могла предполагать.

Тем не менее, выставочный зал открылся специальным проектом 1-ой Московской биеннале Современного искусства, а затем стали появляться другие залы, театральная площадка, резиденция, так что то, что реализовано на данный момент, во много раз превосходит то, что было задумано.

Что оказалось лишним и не ненужным? От чего пришлось отказаться (может быть и зря). Что осталось невостребованным и ждет своего часа?

Пока не реализовалась в полной мере идея мультижанрового центра. Возможно, это так и должно быть – принято считать, что каждому месту стоит концентрироваться на одном направлении – цирк, так цирк, выставки, так выставки.

Тем не менее, на Фабрике несколько лет назад хорошо развивалось театральное направление и современный танец, да и современное искусство постоянно проникает в соседние жанры, так что я не теряю надежды, что синтез выставок и театра все же вернется в нашу деятельность.

Какие наиболее запоминающиеся проекты и достижения у Фабрики за эти двенадцать лет?

В нашей реальности сам факт, что частная некоммерческая институция прожила 12 лет на одном месте, развиваясь и имея свое уникальное лицо и репутацию, позволяет смело причислять ее к категории “sustainable” и считать достижением.

Фабрика – один из первых Московских арт-центров, раньше нас начали только Арт-стрелка и Артплей на Фрунзе. Но Арт-стрелка закрылась, Артплей переехал в другое место и сильно изменил формат, и только мы остались с тех времен, не изменяя своей деятельности.

Проектов было множество – это персональная выставка Валерия Кошлякова «Саркофаг» и Виктора Скерсиса «Аспекты Метаискусства», Выставки ТО Купидон, группы «Варвары», Спецпроекты Московской биеннале под руководством Сергея Хачатурова, спектакли Liquid-театра и многое другое.

 

ЦТИ «Фабрика»
ЦТИ «Фабрика»

 

Какое место среди центров современного искусства и других институций занимает «Фабрика». В чем её особенность, своя изюминка.

Мы во многом отличаемся от других кластеров.

Во-первых, Фабрика никогда не была девелоперским проектом, который рассматривал бы искусство как временный этап, привлекающий внимание к площадке с какой-то целью, кроме самого искусства. Мы не рассматриваем выставки как предпродажную подготовку пространства.

Во-вторых, у нас не было больших начальных инвестиций в объект, который позволили бы нам быстро «джентрифицироваться». Мы всегда жили только на то, что сами зарабатывали.

Это, с одной стороны, тяжело – хочется сразу ровных белых стен, профессионального выставочного цвета, бесперебойно работающих инженерных коммуникаций и прочих удобств, а приходится иметь дело со старыми фабричными стенами.

С другой стороны, недостаток средств позволил нам не разрушить все эти старые стены – мы были вынуждены их сохранять и поддерживать, и это придает площадке свое обаяние и индивидуальность, и во многом диктует формат – демократичный, рабочий, без гламура и «задизайнированности».

В отличие от других, мы фокусируемся не на показе готовой «Красивой картинки», а на процессе производства искусства, общения с художниками, лабораторных практически исследований и воплощения самых смелых и неожиданных подчас замыслов.

Можно ли считать модель реализации такого проекта идеальной в условиях современной России? Или идеальная модель совсем другая, а здесь приходится выживать. Каким уникальным опытом Вы можете поделиться.

Я считаю нашу модель деятельности близкой к оптимуму. Наша финансовая ситуация позволяет нам осуществлять все задуманное. При этом существует несколько уникальных для Москвы работающих программ, в рамках которых мы сотрудничаем с нашими партнерами.

Резиденция для иностранных художников работает благодаря поддержке иностранных организаций – советов по культуре разных стран, посольств.

Проект создания музея Фабрики живет благодаря   сотрудничеству с РГГУ, «Фабричные мастерские» для Российских художников быстро развиваются, и в этом направлении мы сейчас больше всего нуждаемся в попечителях и партнерах и активно ведем переговоры на эту тему с институциями и фондами, заинтересованными в поддержке художников.

Я считаю, что эта программа может и должна развиваться с их помощью, так как в силу ее уникальности мы здесь ни с кем не конкурируем и можем только помогать друг другу.

Как удается совмещать интересы производства и интересы культурных проектов? Насколько в рамках культурной части «Фабрики» применима рыночная логика?

Мы не стремимся монетизировать результаты наших художественных проектов и не применяем к ним рыночных категорий. Наш центр не является галереей, мы не продаем искусство, культурная часть для нас априори дотационная.

Но благодаря ей и нашему подходу, сосредоточенному на производстве искусства, а не на его презентации, на Фабрике возникла атмосфера сотрудничества, которая позволяет всем двигаться в одном направлении, что называется, «смотреть в одну сторону». Многие из наших арендаторов помогают художникам в создании их работ, в печати материалов.

Еще один лабораторный проект – ПиранезиЛаб – это лаборатория печатных технологий в искусстве, созданная Алексеем Веселовским, который раньше только арендовал место для своей типографии, а теперь развивает образовательную программу с мастер-классами для студентов и художников-графиков. На мой взгляд, все сосуществует вполне гармонично, в синергии.

 

Директор ЦТИ «Фабрика» Ася Филиппова
Директор ЦТИ «Фабрика» Ася Филиппова

 

Названия — Центр творческой индустрии, Фабрика, Фабричные мастерские – насколько вообще применимо к искусству такие производственные категории?

Наш фокус – это лабораторные исследования и производство искусства и новых смыслов. Из этого вытекает поддержка художников и предоставление им мастерских.

Из того, что наши пространства не превратились в свое время в стандартные «белые кубы» родилась возможность делать в них смелые site-specific проекты, исследования прошлого страны в целом и фабрики в частности, в том числе с участием ее старых работников, сверлить стены, выстраивать неожиданные экспозиции и т.д.

Кстати, еще один примечательный проект, сделанный на 5-летие нашего центра художницами из Германии Элеонорой де Монтескье, Романой Шмалиш и из Великобритании Ольгой Юргенсон), так и назывался — «Фабрика: Частный случай».

Так что – да, у нас тут в результате «трудодни» и люди «На работе», как на той самой панораме Звездочетова.

Можно ли говорить о менеджменте развития культурных проектов в области современного искусства, опять-таки применительно к нашим российским условиям.

Конечно. Я бы, скорее, говорила о менеджменте культурных проектов. Он существует и дает свои результаты.

Какова бы ни была текущая ситуация, за последние годы появилось множество институций, работающих в поле современной культуры, специалистов в области ее менеджмента, и они сделали огромное количество ценных и интересных проектов – выставок, фестивалей, образовательных программ.

Этого нельзя отрицать и этого до сих пор не хватает. Необходимость менеджмента не отпадает из-за отсутствия финансирования или других сложностей развития, даже наоборот. Нас неоднократно упрекали, кстати, в отсутствии менеджмента, и мы стараемся учиться и совершенствоваться.

На данный момент, если посчитать эффективность моих коллег, а это очень небольшой коллектив, как отношение их количества к количеству сделанного ими и происходящего в нашем центре, я уверена, он многим покажется нереальным.

Что, выражаясь производственным же языком, у нас на выходе? Какая ваша оценка результатов деятельности уже трех прошедших сессий Фабричных мастерских?

2016 год стал для нас очень насыщенным.  Мы показали около 40 выставок, это действительно много. Благодаря сотрудничеству с Е.К.АртБюро и Еленой Куприной-Ляхович 17 художников получили возможность работать и выставляться на Фабрике с кураторской поддержкой членов экспертного совета конкурса – такого в Москве не делает никто.

В нашу резиденцию приезжали художники от Багамских островов и Пакистана до Голландии и Великобритании. На следующую сессию подано более 100 заявок – популярность программы растет, потому что все видят, что она работает качественно и надежно. У нас устойчивая репутация в профессиональных кругах.

 

Выставка Алексея Румянцева «Реконструкция 4.0» 2016
Выставка Алексея Румянцева «Реконструкция 4.0» 2016

 

Кто они эти молодые люди – в Москве, в России, в мире? Какие темы их волнуют, на каком художественном языке они говорят, какие проблемы пытаются решить?

Наша программа, в отличие от программ других институций, единственная сосредоточена не на молодых художниках, а на зрелых – от 35 лет. Но мы работаем с молодыми кураторами и художниками в рамках партнерского проекта РГГУ «Curating”.

Я вижу, что сейчас молодые люди имеют гораздо больше возможностей и посвящают больше времени «поискам себя». И это прекрасно, они стремятся к знаниям  широкого спектра, не боятся быть гибкими, осваивать новые профессии и менять занятия. Они производят впечатление свободных и открытых людей.

Что лет через двадцать или тридцать они, когда станут классиками, привнесут в общую копилку культурного наследия. Какие тенденции прослеживаются в современном искусстве и на ваш личный взгляд наиболее интересны и результативны?

На основе впечатлений от прошедших у нас выставок я могу сказать, что искусство прошло определенную стадию отказа от традиционных медиа – живописи и скульптуры – в пользу мультимедийности, а сейчас наблюдается если не усталость от виртуального и мультимедийного, то, по крайней мере, стремление вернуться к старым техникам, но на новом уровне.

Мы видим, что молодые подчас с изумлением смотрят на живописные работы и хотят научиться писать, испытывают какую-то непонятную им самим тягу к рукотворности, к мастерству и навыку. Я очень надеюсь, что это может стать базой для обновления и принести интересные результаты в ближайшем будущем.

 

Пространство резиденции ЦТИ "Фабрика"
Пространство резиденции ЦТИ «Фабрика»

 

Относительно горячая сейчас тема – объявление куратора 7-й Московской международной биеннале современного искусства и возвращение основного проекта в Манеж. Хотелось бы узнать Ваше мнение по этому вопросу

Я рада, что Московская биеннале все же состоится в 2017 году и уверена, что, независимо от фигуры куратора, множество художников будет стремиться принять в ней участие – мы видим это по количеству заявок, которые мы получили еще в прошлом году «с прицелом» на участие в ней.

Я искренне желаю куратору успеха в отборе художников, в непредвзятом и подробном исследовании Московской художественной сцены. Очень хочется, чтобы все процедуры подачи заявок и отбора проектов и участников были максимально открытыми для сообщества, прозрачными как для артистов, так и для институций – это вопрос менеджмента.

Пока эти механизмы мне не ясны, и я с нетерпением жду новостей. Тема основного проекта сформулирована очень изящно и свежо, по крайней мере.

А какая Ваша оценка встроенности современного искусства в городскую среду – архитектурно и как образ жизни? Как правило в Москве все центры современного искусства находятся в бывших индустриальных зданиях, со своей спецификой архитектуры, залов, перекрытий, эти вентиляционные трубы, заводские цехи…

Я уверена, что любой художник был бы счастлив иметь возможность выставляться в классических музейных пространствах. Но это право и звание «музейного художника» нужно сначала заслужить, привнести в искусство что-то свое, новое, свежее, непонятное, странное, выстраданное.

Вот для этих экспериментов и существуют такие пространства, как наши.  Искусство – оно разное, и пространства для него могут быть разными. Они все прекрасны.

 

Выставка Павла Гришина «Гибель во льдах» 2016
Выставка Павла Гришина «Гибель во льдах» 2016

 

Какие планы ЦТИ «Фабрика» по участию в этой биеннале?

У нас есть 3 проекта, которые мы бы хотели включить в программу спецпроектов биеннале, но нам пока непонятна процедура. Два из них – это международные проекты, групповой и персональный, посвященный 100-летию Октябрьской революции. Третий идеально соответствует теме биеннале. Я очень надеюсь, что Экспертный совет сочтет эти проекты достойными.

Какими планами в целом на этот год Вы могли бы поделиться, что нас ждет в 2017?

Выставочный план для большого зала Фабрики полностью составлен, в нем, помимо вышеперечисленных проектов, есть выставка юбилейного фестиваля видеоарта под руководством Марины Фоменко «Now and After”, персональные проекты Татьяны Шерстюк и Марины Руденко.

Весной мы планируем вернуться к практике показов театральных перформансов с англо-американским проектом “No end of blame”. Выставочный план малого зала будет окончательно сформирован в феврале после подведения итогов конкурса «Фабричные мастерские», поскольку это пространство мы резервируем для проектов номинантов.

Как правило – когда беседуешь с руководителями галерей или музеев – понимаешь, что деятельность в области искусства — это не работа, и даже не хобби, это срастается с душой и сердцем, и становится образом жизни.

Какой Ваш личный взгляд на современное искусство, что особенно близко, что волнует, интересует. Что для Вас неприемлемо, вызывает отторжение. Что для Вас самое ценное в этом мире, если смотреть через призму искусства.

Для меня главное- чтобы было интересно. Искусство должно открывать зрителю что-то новое и неожиданное в той реальности, которая его окружает, вычленить из привычной картины мира какие-то важные, но скрытые моменты, возможно, вывести из зоны комфорта, возможно, озарить каким-то новым светом.

Оно позволяет увидеть красоту, или, наоборот, что-то пугающее, но обязательно волнующее. Поэтому мне хочется видеть эти новые, неочевидные смыслы и чувствовать этот пульс.

 

Выставка Сонни Санжай Вадгама «Основной Механизм» 2016
Выставка Сонни Санжай Вадгама «Основной Механизм» 2016

 

Портал Cultobzor.ru поздравляет весь дружный коллектив ЦТИ «Фабрика» и лично Асю Филиппову с 12-летием проекта и приглашает всех на юбилейные мероприятия 31 января 2017 года.

Празднование Дня рождения начнется с открытия новых выставок: в фабричном зале «АртХаус» художница Наталья Зинцова представит новый проект «Смотри, товарищ, вот красная звезда» — размышление автора на тему советской символики.

В большом выставочном зале «Оливье» откроется групповая выставка–подведение итогов работы номинантов программы «Фабричные мастерские. Сессия III». Гости смогут еще раз увидеть запомнившиеся работы, а также послушать концерт московского оркестра «Вторая линия».

 

Смотреть еще

Выставка Оля Махно Может ещё разок, а? Центр творческих индустрий Фабрика Зал Цех Отделки

Оля Махно. Может ещё разок, а?

С 22.11.2023 до 07.01.2024 в ЦТИ «Фабрика» — Цех Отделки.

2 комментария

  1. Татьяна

    Сильно кажется, в этом абзаце (5й после фотографии с видом на Фабрику снаружи) опечатка:

    «Это, с одной стороны, тяжело – хочется сразу ровных белых стен, профессионального выставочного цвета, бесперебойно работающих инженерных коммуникаций…»

    По логике перечисленного и по тому, что в залах на Фабрике, вместо «цвета» должно быть «света».

    //Сам комментарий публиковать не обязательно. Лучше проверить и при необходимости исправить 🙂

    • Татьяна — добрый день!
      Спасибо огромное — действительно, «свет» более подходит и мне надо обратить на это внимание и проверить!
      Удачного воскресения и ярких впечатлений!
      Кирилл
      P.S. — Попросили оставить цвет — имелось ввиду что не однотонные, профессионально выкрашенные под музейную экспозицию ровные стены, а в наличии — заводской кирпич, штукатурка и т.п.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *