Суббота , Август 19 2017
Главная / Искусство - Век 20 - Век 21 / Юрий Ларин. К выставке в «Новом Манеже».

Юрий Ларин. К выставке в «Новом Манеже».

Выставка в «Новом Манеж» приурочена к 80-летию Юрия Николаевича Ларина (1936–2014) и знакомит зрителя с целым рядом не экспонировавшихся ранее работ и позволяет воочию рассмотреть и по достоинству оценить его уникальный авторский мир хорошо узнаваемого живописного и графического пространства.

Человек сложной судьбы, долгое время считавшийся сыном «врага народа», Ларин сумел стать одним из самобытных русских художников, самоотверженно работавших на протяжении последних четырех с лишним десятилетий.

Поскольку творческое развитие Юрия Ларина тесно связано с географией его путешествий, то экспозиция выставки нацелена на выявление их ключевых вех и призвана обеспечить максимально полное погружение зрителя в живописно богатый и гуманистически наполненный образный мир художника.

Усматривая свою основную пластическую задачу в поисках безупречного по гармонии светового и цветового пространства, Ларин сознательно выделял наиболее значимые для себя места.

 

Юрий Николаевич Ларин. В мастерской. Начало 1990-х
Юрий Николаевич Ларин. В мастерской. Начало 1990-х

 

Май Митурич:

«Именно ощущение музыкальности хранит память о первой встрече с искусством художника. Эта негромкая мелодичная звучность каждого листа и составляет основное содержание живописи Ларина.

Отказываясь от сюжетной занимательности, не стремясь к активной выразительности формы, Ларин сосредоточивает все усилия на стремлении к гармонизации пластического цветового образа.

Руководствуясь чувством гармонии, художник апеллирует к соответствующему чувству зрителя, минуя рациональные, литературно-описательные возможности изображения.

И чем дальше он продвигается в этом направлении, тем труднее находить слова, способные выразить сложную гамму чувств, то эстетическое сопереживание, которое возникает при встрече с его живописью.

Всей своей работой Юрий Николаевич Ларин стремится к постижению души феномена живописи, к созданию чистой живописи во всех смыслах этого слова».

 

Юрий Ларин "Белое дерево" 1991
Юрий Ларин «Белое дерево» 1991

 

Беря за точку отсчета порой скромные и даже однообразные пейзажи Подмосковья, художник изначально стремится к колористической насыщенности и разнообразию, которые он начинает постигать в ходе поездок на юг России и Кавказ.

Но особое значение для него сыграли путешествия в Прибалтику в период с середины 1970-х и вплоть до середины 1980-х годов, который связан с его очевидным творческим расцветом.

К концу 1970-х годов в искусстве Ларина складывается концепция живописи «предельного состояния», предполагающая уход от непосредственной пленэрной работы над картиной и основанная на длительном и активном эмоционально-чувственном и внутренне сосредоточенном переживании натурного мотива.

Квинтэссенцию почти мистического, по мнению самого художника, отношения Земли с Небом, показанного благодаря богатым нюансам освещения, Ларин открыл для себя в литовском местечке Нида, надолго ставшем для него своеобразной художнической Меккой.

Именно здесь произошел пик живописных открытий Юрия Ларина, связанных с его наивысшим творческим катарсисом.

 

Юрий Николаевич Ларин. В мастерской. 1994.
Юрий Николаевич Ларин. В мастерской. 1994.

 

Александр Рюмин:

«Кажется, что созданные Юрием Лариным ландшафтные образы Земли наделены планетарным масштабом.

Природа предстает в его живописи как будто в первородной красоте, еще не тронутой следами человеческого присутствия. В ней возникают иногда фантомы дорог, аллей деревьев, домов, соборов.

Но они трактуются художником не как признаки дел человеческих, имеющих свои конкретные временные, исторические и эстетические, наконец, координаты, а как неотъемлемая составляющая видоизменения ландшафтной материи, окутавшей земное тело.

Его поэтика – лирико-эпического склада. А драматургия – конфликт контрастов, которые обретают гармонию во всеединстве».

 

Юрий Ларин "Натюрморт с итальянским кувшином" 1997
Юрий Ларин «Натюрморт с итальянским кувшином» 1997

 

В дальнейшем его многочисленные «южные» поездки, включающие пребывание в Италии, Испании, Болгарии, Армении и других местах, не только сильно влияют на искомый мастером колорит, основанный на органичном сочетании золотисто-охристых и лазурно-изумрудных оттенков, но и во многом способствуют выявлению в картине особой динамики пространства, связанной с увлеченным «высотным» постижением реальности.

Так, присущая Ларину склонность к походам по горам и возвышенностям неуклонно влечет к утверждению новой пространственной и живописно-световой проблематики, замешанной на парадоксальном соединении пластической экспрессии и метафизического остранения.

Все это закономерно убеждает нас в том, что Юрий Ларин проделал заметную эволюцию от натурного пейзажа-натюрморта-портрета до несколько умозрительного «пленэра» по памяти, отразившего авторскую концепцию «предельного состояния».

 

Юрий Ларин "Едоки арбуза" 2005
Юрий Ларин «Едоки арбуза» 2005

 

Ольга Яблонская:

«Юрий Ларин говорит об искусстве и о мире языком живописи, предлагая зрителю внимательно вслушаться в звуки пластической речи и при желании вступить в этот завораживающий диалог.

Какой именно предметный мотив вдохновил на этот разговор художника – не очень существенно, потому что его всегда скорее интересует глубинное содержание этого мотива, нежели его видимая внешняя форма.

Именно это содержание он и «вытаскивает» на поверхность картины, выстраивая средствами пластики всю его многоплановую глубину.

При всем стремлении уйти в работе от описательной изобразительности, Ларин остается строителем фигуративной живописной формы, поэтому в каждом из его произведений небо остается небом, море – морем, остров – островом, а трава – травой.

<> Он не скрывает своей связи с натурой. Но предлагает не описательную, полую внутри копию этой натуры, а ее объемный и наполненный аналитический портрет, обогащенный и одухотворенный собственным авторским видением».

 

Юрий Николаевич Ларин (1936–2014)
Юрий Николаевич Ларин (1936–2014)

 

Его обманчиво экспрессивные по отношению к рисунку, форме и пространству картины отличаются сложной внутренней концентрацией светлых по тону уплощенных решений, скрывающих напряженную глубину лирического чувства.

В целом, явленные в творчестве мастера индивидуальные преломления «географии света» (учитывая все его природные и умозрительные «меридианы» и «параллели») образуют в современном художественном пространстве вектор продуктивного модернистского мышления, заведомо свободного от каких-либо мелочных конъюнктурных побуждений.

И все это в очередной раз убеждает нас в том, что только пластически качественное искусство всегда остается жизнеспособным и актуальным. А Юрия Ларина можно смело считать одним из самых неординарных его представителей.

На выставке будет представлено около 200 работ Ю. Ларина, 7 из которых находятся в фондах МВО «Манеж» и входят в Музейный фонд РФ. Остальные работы находятся в частном собрании семьи Лариных.

Елена Грибоносова-Гребнева, Елена Осотина, Анна Колейчук

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *