Пятница , 26 апреля 2024

Блуждающие звезды. Сны Иосифа Островского.

Иосиф Меерович Островский – один из лучших и известных в мире одесских художников, знаковое имя в истории художественной жизни Одессы второй половины 20 века.

Его работы находятся в коллекциях Тель-Авивского музея искусств, Киевского музея русского искусства, Одесского художественного музея. Картины этого мастера экспонировались на выставках в Нью-Йорке, Лондоне, Цюрихе, Антверпене, Токио, а также в музеях и галереях Одессы, Киева, Днепропетровска.

Иосиф Островский родился в 1935 году в еврейском местечке Судилково (около Шепетовки), в котором и в советские времена хранили верность еврейской традиции. Рисовать начал рано и уже в 15 лет поступил на живописное отделение Одесского художественного училища.

 

 

Его главным учителем была замечательная художница Дина Михайловна Фрумина, которая считала Островского одним из самых ярких и самобытных своих воспитанников. По окончании училища Иосиф Островский служил в армии, вступил в Союз художников. Работал он много, напряженно и искал свой стиль.

Пейзажи 1970-х годов с их прозрачностью воздуха, каллиграфическими очертаниями деревьев несут чувство преклонения пред зимней красотой русской природы. Эти поэтически-философские картины природы ассоциативно созвучны зимним пейзажам Питера Брейгеля, где земной мир предстаёт в своем величии и чистоте.

В 60-70-е гг. Островский обратился к еврейской теме. Мир ремесленников, музыкантов, мудрецов – всех, кто окружал его когда-то в детстве – воплотился в замечательном «Еврейском цикле», состоящем из нескольких сот картин. Герои его картин словно вышли из идеального Местечка, спустились из Рая Шолом Алейхема, где нет голода, войны и смерти, где мечта всегда воплощается.

Эти работы воспринимаются как философские притчи. Как написал М.Н.Коган в своей статье об этом цикле: «…работы представляют собой своеобразные знаки. Знак человека с книгой. Знак Скрипача. Знак художника. Знак Иерусалима. Знак наследия. В его работах велика доля условности: это условность языка, который понятен с полуслова, с полу-взгляда».

 

 

Недаром одним из главных мотивов творчества Островского является тема снов и сновидений. Наши сны, как молитвы и звезды, не имеют постоянной прописки, они не ограничены временем и пространством.

Только утро, с его пробуждением и каждодневной заботой может прервать, нет, на время предать забвению те мечты, которые приходят к нам во сне, лишь немногим удается их не забыть и передать человечеству как молитву и как голос ангелов.

Это удалось Иосифу Островскому, художнику на чьих полотнах живут идеальные существа: идея сапожника, идея флейтиста, людей в синагоге, – когда мужчины в покое, в постоянной молитве, как это и было задумано Создателем, а если женщина посетила его сон, то это невеста – чистое и невинное существо.

 

 

Каждый персонаж будто проступает из некоего условного пространства, лишенного бытовых реалий. И это пространство – необычайно подвижное отражение тончайших оттенков эмоционального состояния автора. Его работы интересны в комплексе, когда они представлены единой серией.

Как пишет исследователь творчества Островского Михаил Рашковецкий: «Герои «еврейских» работ Иосифа Островского часто сутулятся, будто «сворачиваются», глядя на зрителя из потаенной глубины…. Коза или бегущая кошка, … передают национальный характер. Их причисляют к самым пронзительным работам еврейского цикла. Может быть, из-за сходства с изображениями животных на еврейских мацевах».

Сам Иосиф Островский всегда возражал против определения его творчества стандартными фразами и не любил «стилистических классификаций». Он говорил: «Я – художник. Не «реалист» и не «модернист». Просто художник. Только так я свободен и могу выразить на холсте свою философию».

Иосиф Островский принимал участие в республиканских, всесоюзных и международных выставках. В марте 1978 года в Одесском музее западного и восточного искусства открылась 1-ая персональная выставка И.Островского, она пользовалась большим успехом.

Мастерская художника стала также своеобразным центром культуры в Одессе: именно здесь собиралась творческая интеллигенция. Картины И.Островского есть в коллекциях З.Гердта, семьи Райкиных, А.Джигарханяна, П.Тодоровского, М.Жванецкого и др. деятелей искусства и культуры.

 

 

В 1989 году художник тяжело заболел и переехал с семьей в Израиль. Израильские врачи подарили ему 4 года полноценной творческой жизни. Он участвовал в израильских и зарубежных выставках и конкурсах, был главным художником города Сдерот. Как и прежде, без устали писал, создавал проекты художественного оформления города, преподавал. В 1990 г. Иосиф Островский по приглашению английского мецената дважды ездил в Лондон.

В 1992 г. Иосиф Островский становится победителем конкурса по оформлению нового здания Высшего Суда Справедливости Израиля. Осуществить проект не удалось. Художник ушел из жизни в 1993 году в самом расцвете творческих сил, а искусство его останется с нами всегда.

Любовь Агафонова, искусствовед, эксперт

Галерея «Веллум»

Галерея "Веллум"

 

 

 

 

 

Иосиф Островский — Галерея произведений (116 изображений) >>

Иосиф Островский – выставки, новости, все материалы о художнике на сайте >>

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *