Ирина Мудрова. Музыка форм.

С 15.01 до 26.01.2021 в Галерее «Открытый Клуб».

«Открытый клуб» представляет выставку работ Ирины Васильевны Мудровой (1942-2015) «Музыка форм». Ретроспектива творчества объединит станковую живопись, ассамбляжи и графику 1960-2000-х годов.

Эрудиция, поиск и хороший вкус — отличительные черты искусства художницы. Внимательный зритель сразу подметит реминисценции из музыки, скульптуры и живописи разных направлений — это энциклопедия постмодернизма в рамках искусства одного мастера.

В абстрактных композициях 1980-х, например в серии Terra incognita, чувствуется переосмысление наследия Василия Кандинского, геометрические абстракции 1960-х вписываются в традицию супрематической эстетики, «Симметрины» 1990-х переосмысливают «Иературы» Михаила Шварцмана, а в ассамбляжах 2000-х из дерева, металла и других материалов чувствуется Византия.

Интерпретируя и пропуская через своё видение наследие предшествующих эпох, Ирина Мудрова, как из знакомого алфавита, создаёт новые артефакты-слова, формирующие её мир. В её творчестве сильны спиритуальные мотивы, искусство — это проводник необъяснимого в мире. Она обращается к китайской философии, мусульманской эстетике, форме индийской мандалы, теософскому опыту русских художников, юнгианству и Библии.

«Среди своих источников Ирина Мудрова называет ритмы жизни, куфическое письмо, Михаила Шварцмана. Источников гораздо больше трёх; но эти угадываются при взгляде на листы, вдобавок и между собой создавая некое силовое поле.

Так взглянешь на этот перечень — и удивишься отсутствию средневековой, точнее, романской иллюминированной книги. Меж тем её влияние на творчество Мудровой столь же очевидно, как воздействие Шварцмана (быть может, это общий источник для обоих художников).

Какой-нибудь мастер из «группы Ады», сестры Карла Великого, большой любительницы и покровительницы всего книжно-изобразительного, знал всё про динамику цветовых пятен, самодостаточную линию, вообще про всё, что составляет, казалось бы, специфику абстрактного искусства, появившегося двенадцать веков спустя. «Железки» Мудровой удивительно напоминают романские инициалы…

А может, искусство уже в начале девятого столетия и было вполне абстрактным? Художник может ничтоже сумняшеся перепрыгнуть через столетия и соединить хронологически разделённые эпохи, как бы забыв и готику, и Возрождение. Неслучайно, собираясь защищать дипломную работу в Полиграфическом институте, Ирина Мудрова остановила свой выбор на книге стихов Эдварда Лира, одного из отцов нонсенса. Нелепица в поэзии и абстракция в живописи родственны, их сближает свобода в трактовке базовых символических форм, открытых в самом начале Европы, в эпоху второй нашей, современной империи.

Серии Мудровой «Terra incognita» и «Симметрины» представляют собой два полюса, между которыми абстракция обретает себя, свой голос — поскольку цвет, не скованный узнаваемой формой, начинает звучать, — и свою собственную, не униженную жизнеподобием плоть.

Ощущение композиции живописного произведения как его единственной неотменимой основы присуще художнику в полной мере, и Мудрова, должно быть, чувствует себя ответственной именно перед композицией — не перед цветом, не перед фактурой, не перед листом. Внутренний ритм то гонит руку по плоскости, то, напротив, заставляет её повторяться, воспроизводя один и тот же мотив. Жест — ещё один источник Ирины Мудровой.

Как и вообще всё живое. Почему в её списке нет дыхания?..

Восток? В истории изобразительности — да. Запад? В том невыразимом, что даёт музыка: от ранней полифонии до Баха. Беспредметная живопись нагляднее, чем любая другая, показывает родство цвета и звука, их способность к взаимопересечению. Неслиянность и нераздельность чувств. Некоторый предел, до которого может допустить человеческое восприятие физиология нашего тела.

Настоящая абстракция и возникает на этой границе. Всё остальное, конечно, подделки».

Вера Калмыкова

Ирина Мудрова родилась в Москве 30 июля 1942 года. После окончания Московского полиграфического института работала в качестве графического дизайнера под руководством знаменитого живописца и графика Михаила Шварцмана. Ирина Васильевна принимала участие в многочисленных выставках и арт-аукционах в России и за рубежом.

 

 

Информация (на 09.01.2021):

Галерея «Открытый Клуб».

Адрес: улица Спиридоновка, дом 9/2 (вход со двора).

Ближайшие станции метро «Баррикадная», «Тверская» и «Пушкинская».

Время работы: ежедневно, кроме среды – с 16:00 до 22:00.

Вход свободный.

Контактные телефоны: +7 (926) 699-33-26; + 7 (926) 539-18-81.

 

Check Also

Евгений Вахтангов. Вспоминайте обо мне.

Евгений Вахтангов. Вспоминайте обо мне.

С 10.12 до 22.12.2020 в Галерее «Открытый Клуб».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *