Воскресенье , Апрель 30 2017

Надежда Степанова. ИРРИ – 5 лет. Новая жизнь музея.

Арт-директор ИРРИ Надежда Степанова.
Арт-директор ИРРИ Надежда Степанова.

1 декабря 2016 года Институт русского реалистического искусства отметил пять лет с момента открытия. Значительное расширение коллекции, появление в собрании новых шедевров и рост аудитории подвели музей к необходимости реорганизации выставочных залов и общественного пространства.

К этой дате проведена масштабная реэкспозиция всех трёх этажей, открылась новая выставка «Рассказы». В ближайших планах — проведение международной российско-итальянской конференции, посвящённой теме реализма в искусстве XX века, запуск образовательной программы и первого путеводителя по коллекции, выпуск аудиогида и мобильного приложения, а также полная смена имиджа.

Портал Cultobzor.ru обратился к арт-директору ИРИИ Надежде Степановой с просьбой подробнее рассказать о новой жизни музея.

 

Что принципиально новое достигнуто в ходе реновации музея? Что ждет вашего зрителя в обновленных пространствах ИРРИ?

Изменилась логика презентации эпох, стилей и отдельных художников. Появилась некая драматургия, связный рассказ об искусстве XX века и истории страны в этот период.

Теперь зритель начинает осмотр с первого этажа, а не третьего, что, безусловно, логично. Залы выкрашены в разные цвета, создающие настроение, поддерживающие его. Введена система многоуровневой навигации.

Начиная с позальных указателей с названием объединений, стилей или именами художников, заканчивая расширенными этикетками к картинам. То есть неленивый посетитель получает при посещении практически исчерпывающую информацию о реалистической школе живописи XX века. То, что мы сейчас наблюдаем в залах – движение зрителей – полностью соответствует нашей задумке, кураторской идее.

 

Обновленные залы основной экспозиции ИРРИ.
Обновленные залы основной экспозиции ИРРИ.

 

Мы не могли не выделить в отдельные залы такие важные темы, как война, русская деревня, хрущевская оттепель, грандиозные стройки, космос. Также важно было показать истоки творчества художников-шестидесятников – их учителей, их ориентиры.

С ними знакомят залы Союза русских художников, ОСТа, АХРРа, 4 искусств, ВХУТЕМАСа. Не остались без внимания и такие важные для XX века явления, как суровый стиль в 1960-х и гипперреализм в 1970-1990-х. Теперь они тоже обособлены и обозначены таким образом, чтобы зритель мог оценить их значимость.

Принципиально важным моментом, ради которого затевалась реэкспозиция, стало включение в нее новых приобретений. Раньше это нельзя было осуществить – стенды не позволяли заменить одно произведение на другое, мы не могли дополнить и расширить существующие разделы.

Также с помощью новой архитектуры, света и навигации музей приобрел свое лицо, индивидуальность, некую собранность.  И за это мы благодарны архитектурному бюро Project Eleven, дизайнерам Андрею Шелютто и Ирине Чекмаревой и компании Philips Lighting. Вместе с ними, мне кажется, мы сделали музей европейского, если не мирового уровня. И это уже подтверждают оценки наших коллег по музейному делу и отзывы посетителей.

 

Обновленные залы основной экспозиции ИРРИ.
Обновленные залы основной экспозиции ИРРИ.

 

Расскажите, пожалуйста, о ближайших планах музея, о его информационной политике.

Готовимся к ответной конференции «Россия – Италия. Реализмы в искусстве и культуре XX века» в Риме осенью 2017 года. Ведем переговоры по двум совместным проектам в Китае. Договариваемся о выставках с музеями Берлина, Вены и Мадрида, но это долгосрочный план.

Мы уделяем большое внимание информационной поддержке наших событий, активно работаем с социальными сетями и традиционными СМИ. К открытию новой экспозиции и премьере выставки «Рассказы» наш музей запустили масштабную наружную рекламную кампанию c размещением имиджей музея и выставки на 160-ти остановочных павильонах Москвы.

Еще одна важная и крайне трудозатратная вещь – создание общедоступной базы по национальному искусству XX века и сайта на ее основе.

Мы также развиваем лицензирование, предоставляя права на использование изображений картин из коллекции музея в рекламных и маркетинговых целях. Это тоже повышает нашу узнаваемость. Обмениваемся материалами с музеями-партнерами и другими культурными площадками.

 

Обновленные залы основной экспозиции ИРРИ.
Обновленные залы основной экспозиции ИРРИ.

 

В названии музея есть слово Институт. Институт — это место где обучают, причем на уже высшем уровне, это не столько сохранение, а именно передача и живое развитие каких-то традиций научной или иной школы. Конкретно здесь – русской реалистической школы живописи.

Мы не учебное заведение. Институт в данном случае – это культурная институция, совокупность неких направлений, в которых мы работаем. В их числе есть и образование. С января мы запускаем новые лекции и мастер-классы для детей и взрослых.

В наших стенах, как говорилось выше, прошла международная конференция, организованная совместно с историческим факультетом МГУ и римским университетом La Sapienza.

12 января мы ждем в гости на публичную лекцию искусствоведа и художника Мартину Пиппл, которая преподает в Венском университете. Помимо этого, конечно, будут мастер-классы с художниками, кинопоказы и прочее.

 

Обновленные залы основной экспозиции ИРРИ.
Обновленные залы основной экспозиции ИРРИ.

 

Планирует ли Музей такие выставочные программы, или программы поддержки молодых художников, учреждение каких-то премий или проведение каких-то конкурсов?

Мы работаем над этим. Пока говорить рано. Мы их поддерживаем одним только своим существованием – экспозицией, временными выставками, издательской и просветительской деятельностью, приобретением работ, наконец. То что об этом периоде и о наших художниках вообще заговорили, причем без пренебрежения, я считаю и нашей заслугой тоже.

Музей старается работать как можно больше с собственным собранием, разрабатывая небанальные темы для выставок. Например, в 2014-2015 годах мы сделали большой проект «Уроки рисования» к 190-летию Строгановской Академии. В рамках этой выставки было представлено большое количество работ современных студентов. Также в нашей постоянной экспозиции есть много авторов, которым нет еще и 40.

 

Обновленные залы основной экспозиции ИРРИ.
Обновленные залы основной экспозиции ИРРИ.

 

Какие произведения из собрания ИРРИ нравятся и наиболее близки Вам лично? Встречи с какими выдающимися мастерами нашего искусства остались в памяти?

Мои любимые художники из собрания ИРРИ — это Георгий Нисский, Александр Дейнека, Александр Самохвалов, Леонард Туржанский, Владимир Лебедев, Андрей Васнецов и Виктор Попков.

У меня и наших искусствоведов была счастливая возможность общения с Гелием Михайловичем Коржевым, когда мы готовили его выставку «Библия глазами соцреалиста», которая, к сожалению, оказалась посмертной.

Он жил как отшельник, но нас к себе допустил и делился своими мыслями. Он – глыба. Умный, блестяще образованный, мудрый, интеллигентный, со свой аргументированной точкой зрения, с принципами, человек слова и дела, и с чувством юмора.

Таких людей я сейчас встречаю крайне редко.

Также я, к сожалению, редко, но с большим удовольствием общаюсь с Алексеем Дементьевичем Шмариновым, великолепным графиком и представителем блестящей художественной династии.

Он удивительно интересный собеседник. И от него я узнала очень много о тех художниках, которыми мы занимаемся в ИРРИ. Такие знакомства, конечно, совершенно бесценны.

 

Портал Cultozor.ru благодарит Надежду Степанову за ответы на наши вопросы и желает Институту Русского Реалистического Искусства быть флагманом нашей музейной жизни и всегда отстаивать и продвигать важнейшие принципы отечественной школы живописи!

 

Check Also

Рассказы. 30 историй о шедеврах ИРРИ.

Рассказы. 30 историй о шедеврах ИРРИ.

До 21.05.2017 в Институте Русского Реалистического Искусства.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *