Вторник , Апрель 23 2019
Главная / Выставки в главных музеях столицы / ВДНХ / «Явление героя» на ВДНХ: пять комнат, два примуса и невидимый Бегемот.

«Явление героя» на ВДНХ: пять комнат, два примуса и невидимый Бегемот.

Коммунальная кухня «нехорошей квартиры», через стенку – гостиная Турбиных, возле нее – театральная сцена. Рядом – комната Максудова, и тут же – дом № 10 по Большой Садовой, откуда доносятся телефонные звонки и завывания Бегемота. Это не сон булгаковолюба, а реальная выставка ВДНХ и музея писателя под названием «Явление героя. В поисках Михаила Булгакова».

Выставка «Явление героя. В поисках Михаила Булгакова».

С 05.12.2018 до 10.05.2019 в Павильоне «Рабочий и Колхозница» — ВДНХ.

Подробнее о выставке — http://cultobzor.ru/2018/11/yavlenie-geroya-v-poiskah-mihaila-bulgakova/ 

Почему персонажи из разных рассказов, пьес и романов встретились вместе, корреспонденту МОСГОРТУРа Алене Рангаевой рассказала научный куратор выставки Мария Котова.

 

«Явление героя» на ВДНХ: пять комнат, два примуса и невидимый Бегемот.

 

Одна выставка, три части и пять героев.

Этот проект – попытка рассказать о писателе через его персонажей.

«Первая часть – герои, в которых есть реальные черты автора, а вторая – поиски Булгакова, неуловимого, ускользающего, неясного», — говорит Мария Котова.

Экспозиция состоит из трех частей. Первые две – «За мной, мой читатель!» и «Я, к сожалению, не герой» – пространства автобиографических персонажей и самого автора. Они соединяются, и образ писателя возникает через его героев и документы. Третья часть – «Извлечение мастера». В ней собраны личные вещи Булгакова, его фотографии и воспоминания о нем.

«За мной, мой читатель!»

В первой части – пять комнат, у каждой – свой персонаж. Литератор с женой – герои пространства № 1, а кухня – собирательный образ из рассказов писателя первой половины 20-х годов. Перед зрителем предстают бутылка из «Самогонного озера», буржуйка из рассказа «№ 13. Дом Эльпит-Рабкоммуна» и примус – обязательный атрибут булгаковской прозы.

 

«Явление героя» на ВДНХ: пять комнат, два примуса и невидимый Бегемот.

 

Еще одна деталь – разбитое стекло. Оно символизирует неуютную жизнь писателя в квартире № 50 на Большой Садовой, 10. С первым жильем в столице Булгакову не повезло – он попал не просто в московский дом, а в дом-коммуну (один из первых в городе), заселенный рабочими и пролетариями.

Комната писателя и его жены находилась напротив кухни, а кроме них в «нехорошей квартире» жили еще 16 человек. «Но был один плюс его жизни в этой квартире – почти все соседи стали героями произведений Булгакова», — отмечает куратор выставки.

По ту сторону кухни, то есть уже во второй половине выставки, зритель увидит список жильцов «нехорошей квартиры» и дверь дома № 10.

 

«Явление героя» на ВДНХ: пять комнат, два примуса и невидимый Бегемот.

 

Пространство № 2 названо в честь главного героя романа «Белая гвардия», написанного Булгаковым в 1924 году, Алексея Турбина. Эта комната – собирательный образ гостиной Турбиных и дома самого писателя на Андреевском спуске.

Периодически зажигается лампа с абажуром – символ жизни без потрясений и катастроф, при этом сама гостиная располагается на заснеженной мостовой. «Происходит смешение двух планов – уютного, теплого, домашнего и холодного, уличного, зимнего, связанного с гражданской войной», — поясняет Мария.

За комнатой находятся предметы, связанные с семьей Булгакова, ставшей прототипом семьи Турбиных – папка-саше, где его мама, Варвара Михайловна, хранила носовые платки, и рамка для фотографий.

 

«Явление героя» на ВДНХ: пять комнат, два примуса и невидимый Бегемот.

 

В основе пространства № 3 лежит пьеса, к которой писатель приступил в начале 30-х годов. Сначала она получила название «Кабала святош», а потом оно было изменено на имя французского драматурга. Подготовка к постановке длилась долго – премьера спектакля «Мольер» состоялась только в 1936 году, но после нескольких представлений пьесу сняли с репертуара МХАТа.

Председатель комитета по делам искусств Платон Керженцев, увидел параллели между трагической судьбой Мольера, который из-за гонений умер на сцене, и жизнью самого Булгакова, которого к середине 30-х годов нигде не печатали. «Это был недвусмысленный манифест о том, как власть губит талантливого писателя. Керженцев написал об этом Сталину и предложил снять спектакль. Сталин предложение поддержал», — рассказывает куратор.

За кулисами – карандаши Булгакова, экземпляр пьесы с зачеркнутым названием «Кабала святош» и газета с разгромной статьей о спектакле.

 

«Явление героя» на ВДНХ: пять комнат, два примуса и невидимый Бегемот.

 

Пространство № 4 – реконструкция комнаты главного героя романа «Записки покойника», написанного в 1936 году и также известного как «Театральный роман». После того, как сняли «Мольера», Булгаков ушел из МХАТа и написал сатирический роман о том, как в 1926 году шла подготовка его первой пьесы в этом театре «Дни Турбиных». Изумленные актеры, которым писатель зачитывал фрагменты романа, узнавали себя в пародийных героях.

В комнате воссоздана обстановка, подобная той, что описывается в романе – лампочка, обернутая газетой, как противопоставление шелковому абажуру в гостиной Булгакова в Киеве, шляпа и пальто, которые тоже упоминаются в произведении, письменный стол, за которым Сергей Максудов по ночам работал над романом «Черный снег», и неудобный диван с торчащими пружинами.

За комнатой скрываются шаржи на Станиславского и Немировича-Данченко, которые в то время управляли МХАТом и были представлены в романе, предисловие к нему с минимальными правками писателя и записка режиссеру Сахновскому, в которой Булгаков просит отпустить его с репетиции на венчание с Еленой Сергеевной Шиловской.

 

«Явление героя» на ВДНХ: пять комнат, два примуса и невидимый Бегемот.

 

Пространство № 5, где «вырос» фасад того самого дома № 10, называется в честь главного героя романа «Мастер и Маргарита». Это последнее произведение писателя, где присутствует явный автобиографический персонаж, Мастер. Прообразом Маргариты выступила третья жена Булгакова, Елена Сергеевна.

В экспозицию включены несколько ярких деталей – телефон, по которому постоянно звонили Воланду, неизменный Аннушкин бидон, шахматы, в которые играли Воланд и Бегемот, еще один примус. Тут же расположился прототип союза писателей – литературная организация МАССОЛИТ.

За фасадом дома прячутся первая сожженная редакция «Мастера и Маргариты», письмо Булгакова правительству СССР, где он просит дать ему работу или отпустить за границу, и походная чернильница писателя.

 

«Явление героя» на ВДНХ: пять комнат, два примуса и невидимый Бегемот.

 

«Извлечение мастера»

Свернув за угол, зритель очутится в коридоре, где «оживают» личные вещи Булгакова и его фотографии.

«Для писателя было чрезвычайно важно хорошо одеваться. Булгаков собирался, по его словам, в три года «восстановить норму – квартиру, одежду и книги», поэтому на фотографиях он выглядит очень аристократично. Но, к сожалению, вещей сохранилось не много», — говорит Мария Котова.

Среди тех, что дошли до нашего времени – платок, который он носил в кармане, портсигар, вышитый райскими птицами (сигарета была обязательным атрибутом писателя), монокль как символ аристократической жизни и флакон от «Шипра», которым пользовался сам Булгаков.

 

«Явление героя» на ВДНХ: пять комнат, два примуса и невидимый Бегемот.

 

Булгаков – кто он?

Пройдя сквозь коридор с вещами, зритель попадет в финальную часть выставки, где его ждут воспоминания о писателе и фрагменты фотографий, которые, при взгляде с определенной точки, складываются в портрет. Один шаг в сторону – и образ Булгакова рассыпается.

 «Мы можем стараться собрать Булгакова из его произведений, вещей, дневников, рукописей, воспоминаний, фотографий, но это будет представление о писателе тех, кто его окружал.

Но найти Михаила Булгакова таким, каким он был, невозможно. Мы можем лишь пытаться приблизиться к этому образу и складывать его из разных элементов, как мозаику», — поясняет куратор.

Попытаться найти своего Булгакова можно в павильоне «Рабочий и колхозница» до 10 мая.

Алена Рангаева

Фотографии – Антон Усанов

Информация (на 29.03.2019):

Павильон «Рабочий и Колхозница» — ВДНХ.

Адрес: проспект Мира, дом 123б.

Проезд до станции метро «ВДНХ».

Время работы: вторник – воскресенье с 11:00 до 22:00, понедельник – выходной день.

Стоимость билетов на выставку: взрослые — 300 рублей (на одну выставку) и 400 рублей (на выставки «Явление героя. В поисках Михаила Булгакова» и «Главные герои. Избранные произведения из коллекции Самарского художественного музея»), дети от 6 до 16 лет, студенты дневных форм обучения и пенсионеры — 100 рублей. 

 

Check Also

Герои России, какими их не видел никто.

Герои России, какими их не видел никто.

С 21.02 до 31.03.2019 в Историческом парке «Россия – Моя история» — Павильон №57 на …

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *