Воскресенье , 21 апреля 2024

Александр Савко. Всё отдаётся на откуп зрителю.

В рубрике «Интервью» — художник Александр Савко.

Александр, мы с Вами на одной из выставок пришли к мнению, что ирония — она необходимая вещь, что серьезный художник никому не интересен.

Да, я уверен в этом. Было время, особенно в уже позднесоветское, когда художники уходили в себя от коммунистического социума и начинали строить из себя таких мудрецов-демиургов, отращивали длинные бороды, нахмуривали брови и пророчествовали в своих работах, высказываниях, поступках. Начали приравнивать себя к знаковым людям, нести одно ведомое им знание.

Но всё это в массе своей осталось таким самообманом, блефом. Всё равно самые их злые, самые пророческие работы становились частью буржуазной гостиной. Несмотря на все эти протесты, подтексты, двойные морали.

Поэтому, я  считаю, что самым главным оружием художника является его ирония. И хорошо когда она облачена в такие хорошие одежды, когда это привлекает к себе внимание, не выглядит как просто такое злопыхательство уличное.

 

Художник Александр Савко
Художник Александр Савко

 

Ирония может быть как конструктивной, так и деструктивной. Какая Ваша ирония?

Я не буду такими определениями руководствоваться. Это пусть остается на совести зрителя. Если заранее ставить себя в какие-то рамки – то ли это злая, то ли добрая ирония, то ли это напутствие, то ли это проклятие- то художник, таким образом, опять становится в позу такого умелого демиурга-режиссера. Путь каждый действие этой работы прочувствует на себе в зависимости от качества своей испорченности.

Вопрос «Зачем это всё сделал художник?» чаще всего просто является бессмысленным. Художник — это не писатель животрепещущих статей, который должен обязательно что-то такое написать и что-то сказать. Он в таком случае перестает быть художником, а становится памфлетистом, инициируя задачи, которые не имеют отношения к искусству.

 

Александр Савко. Взгляд на современное искусство.
Александр Савко. Взгляд на современное искусство.

Да, мне о многом хочется высказаться. Но опять же, я заранее считаю, что мои умничанья по поводу какого-либо события или происходящего процесса — это мнение частного человека, обывателя, не пророка.

Другое дело, что это должно, прежде всего, привлечь изящностью высказывания. Здесь важен не столько смысл, сколько форма подачи. Именно формой художник может привлечь к себе внимание.

Важна и самоирония, чего напрочь лишены наши политики. Это их слабость, обречение себя на погибель, погибель не физическую, а духовную. Они слишком серьезны к самим себе.

Есть ли границы у иронии?

Искусство — это не та сфера, где должна где-то пройти красная черта. Конечно, в политике ирония может иметь следствием объявление войны, но это всего лишь признание бессилия. Но в искусстве я не вижу границ, которые якобы художник не должен пересекать.

Помещение персонажей массовой культуры в иную среду – эстетическую, временную, стилистическую – это осознанный художественный прием. Это эксперимент, это страшно интересно, когда ты каких-то героев помещаешь в совершенно не характерную для них ситуацию. Тебе самому неизвестно, как они будут себя вести, как они вживую будут сочетаться с другим интерьером, с другим контекстом, приемлемы ли они друг для друга.

 

Александр Савко "Герника"
Александр Савко «Герника»

 

Ваши картины, при всей кажущейся несерьезности, на самом деле требуют больших знаний — изобразительного искусства, его истории, просто истории, понимания сюжетов классической литературы. Простой тинэйджер, увидев эти полотна, может просто глупо хмыкнуть – «О, Симпсоны!»

Да, они не смогут прочесть всего, потому что здесь много таких смыслов и подсмыслов, которые могут сочетаться в одном герое. Или в том антураже, куда они помещёны. Это даёт совершенно новое прочтение, делая из всего этого такой взрывной продукт, который начинает рушить представление о старом мире, какое-то привычное отношение вот к этому герою…

Именно это дает возможность зрителю увидеть, что такое кроется за этими благостными картинками, что эта жевательная резника, которую они жуют каждый день, она на самом деле очень вредна и опасна.

 

Александр Савко "Левый марш"
Александр Савко «Левый марш»

 

Но опять же — это остается на его совести, отдается ему на откуп. Пусть поработает. Если у зрителя есть способность развиваться — то у него будет возможность увидеть первоисточник, познакомиться с тем, что было изначально заложено в эту работу, погрузиться в настоящую культуру и увидеть всю убогость этих современных героев, которыми он восторгается и умиляется, которые являются атрибутом и антуражем его повседневной жизни. Он поймет тогда, в какой простенький и упрощенный мир он себя вживил.

Александр Савко — Галерея произведений >>

Александр Савко – выставки, новости, все материалы о художнике на сайте >>

 

Смотреть еще

Галерея Ходынка Выставка Мультики-джойстики Александр Савко и студенты Московской школы современного искусства

Мультики-джойстики.

С 15.04 до 21.05.2023 в Галерее «Ходынка».

Один комментарий

  1. Как же меня бесят эти «настоящие художники», которое то и делают, что ноют… В наше время, будь ты художником, истинным художником, тебя оценят, будь уверен. «Симпсоны» куда глубже и интереснее работ Савко, который просто совместил два бренда — Пикассо и «Симпсонов». Ну, да, занятно… Но когда он после этого говорит, что современные герои убоги — это звучит смешно, потому что современных героев знает весь мир, их любят, им подражают, да что там — сам автор ими вдохновился… Настоящую популярность и любовь людей нельзя купить, зато можно все время сетовать на зрителя, мол, такой он сякой, не понимает меня, великого художника… Тьфу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *