В рубрике «Интервью» – беседа с петербургским художником Мариной Фёдоровой, которая прошла накануне открывающейся 5 февраля в Арт-галерее “К35” групповой выставки «Наполненная пустота», на которой мы увидим, в том числе, и её новые работы.
Петербург (Ленинград) считался всегда городом графики, а Москва – живописи. Сейчас все смешалось, художники размывают границы, понятия, школы. Каким Вы видите свой путь на фоне традиций двух столиц?
Не считаю, что есть особая разница в искусстве двух столиц , хотя организаторы выставки ” другая столица” наверное со мной не согласились бы, но общаясь с художниками, я понимаю что все мы кочуем, и нет географических привязок, не только к городам, но и к странам, а свое направление художник выбирает сам.
Правильно ли сказать, что на Ваш выбор повлиял стиль классического Голливуда, золотая эпоха 30-40-50-х годов, или это слишком упрощенный взгляд?
Изначально на мое творчество повлияло то, что в академии им. Штиглица я закончила факультет дизайн моды, стажировалась в этой сфере и вдохновлялась миром фэшн показов. От мира Голливуда я взяла идею того, что искусство должно погружать в идеальный мир, нарисованную грезу, без реалий жизни. Хотя эта идея не раз транс формировалась .
В мире кинематографа я вдохновлялась работами кино живописца Вонга Карвая, Китано и мистицизмом Хичкока и Линча. Сейчас я могу сказать, что реальный мир мне интереснее, но на него я смотрю через объектив камеры.
Выпускников детища барона Штиглица отличает твердость руки, выверенные глазомер, привычка к каждодневному труду. Как Вы можете оценить уровень этой подготовки, что самое главное даёт этот метод для художника в современном мире и искусстве?
Совершенно не важно, что заканчивать или не заканчивать, особенно в современном мире актуального и концептуального искусства, главное с кем ты общаешься, какими идеями живешь. Не думаю также, что трудоголизм это влияние Мухи.
По-моему студенты творческих вузов проводят почти все свое время в учебных стенах, потому что там особая атмосфера, место где все друг драга понимают, соревнуются, копируют , учатся на ошибках и работах друг друга. Учитель может показать технику. А идея может прийти или нет.
Специальность дизайн моды, профессия художника по костюмам – она ведь изначально освобождает от необходимости слепо копировать природу, быть рабом реализма. Задача художника заключается в одевании, в преображении, в украшении, в создании своего мира, пространства.
Поступая, на дизайн моды, я не думала, что к пятому курсу буду полностью убеждена, что я не модельер! Меня прельщала легкость модного наброска, эскиза модели, закулисье модных показов, прекрасные платья и андроиды модели. Я хотела их рисовать, а не создавать.
На шестом последнем курсе родилась идея диплома, утверждающая, что я художник. Вместо отшитой коллекции на подиум вышли почти обнаженные модели, которые несли в руках холсты с нарисованными платьями, последнее платье я рисовала прямо на подиуме.
Параллельно с дипломом я готовила тогда свою первую выставку в галерее Д137 “Один прекрасный день” – графический проект посвященный кинолентам Хичкока и фильмам нуар.
А вот следующий проект показанный на Арт стрелке в Москве был посвящен моим кумирам из мира моды – Коко Шанель, Ив Сен Лорану, Йоджи Ямамото.
Я пишу то, что меня вдохновляет и волнует, и на тот момент это были мода и кино. В зависимости от времени, личных переживаний и новой информации предметы вдохновения и задачи меняются.
Мне хочется попросить Вас более подробно рассказать о Вашей работе в качестве официального художника международного фестиваля балета «Mariinsky».
Надо упомянуть, что по своему первому образованию я оформитель. И эти навыки очень пригодились, когда мне предложили оформить 7-ой международный фестиваль в 2007году. Задача заключалась в том, чтобы к каждому балету, участвовавшему в фестивале, создать плакат иллюстрацию.
Я выбрала классическое решение – наброски карандашом, пастель, гуашь. И это была работа скорее иллюстратора, чем художника, но очень интересная, так как помимо модного бекстейджа, а увидела то, что происходит за кулисами театра. И рабочие моменты, репетиции, отдых увлекли меня намного больше самих спектаклей. Впоследствии у меня даже был отдельный проект посвященный танцу и музыке.
Три цвета – черный, красный, белый – это идет от опыта дизайнера одежды? Хотя, это вообще волшебная и гремучая смесь, дающая удивительные живописные эффекты. Но, вот я вижу в сериях последних лет – «Отражения», «Детская серия», «Городская и морская» – настоящее буйство и фейерверк красок.
Черно-белое решение всегда казалось мне наиболее эффектным, лаконичным, контрастным. Красный цвет сначала был только небольшим акцентом. Изначально такое решение вышло из технических возможностей, я работала с бумагой и тушью, но потом я перенесла этот принцип и в живопись маслом. Я часто выбираю черно-белое решение в создании портрета, что позволяет сосредоточиться на главном.
Иногда соскучившись по цвету, я впадаю в другую крайность. Правило “больше грязи – больше связи” не про мою живопись, я предпочитаю чистые локальные цвета. Хотя самая любимая и сложная задача писать белое на белом, или красное на красном, апеллируя только тоном.
Мне кажется, от кинематографа идет тот эффект, который возникает от Ваших серий – кажущийся повтор похожих сцен и отрывков, которые выглядят одной сценой, но на самом деле являются своеобразными коллажами многочисленных встреч, жизненных ситуаций, чувств и эмоций героев Ваших картин.
Дело в построении композиции. Хичкок и Феллини делали эскизы к кадрам своих фильмов, все было важно, как падает свет, где ложиться тень. Иногда, когда я думаю над проектом, я тоже рисую раскадровку, как будто создаю живописный фильм.
А иногда наоборот, как в проекте “Кресты”, где сначала мы снимали фильм в тюрьме, а потом кадры из него легли в основу живописных полотен. Реальная жизнь может вдохновлять бесконечно. Так много моментов когда хочется сделать стоп кадр.
Фэшн показы, мир моды и кино, возможно, балет… Вы подчеркнули идею, что искусство должно погружать в идеальный мир, нарисованную грезу. И, в то же время, видно стремление разрушить этот гламурный миф, одиночество и зеркала отражений.
Человек – субстанция постоянно меняющаяся, это естественно, что волнуют разные проблемы, создаются разные проекты. Например, в большинстве моих работ есть герои. А сейчас я работала над серией работ к проекту “Наполненная пустота” где отсутствует герой, есть только пространство, в котором он был или будет.
Расскажите немного об этой новой выставке, которая начнет свою работу в Арт-галерее “К35” с 6 февраля.
Художники, чьи работы представлены на выставке, дают современную интерпретацию темы пустого пространства. Каждый из них стремится окунуть зрителя в атмосферу картины. Пропуская ее через призму своего сознания, мы словно становимся персонажами этих картин.
Они позволяют ощутить неуловимо тонкую красоту заброшенных зданий, уловить очарование и притягательность обыденных мест и ситуаций и почувствовать время, словно остановившееся на поверхности полотна.
Несколько слов хотелось бы сказать о галерее «К35», с которой я сейчас работаю. Галерея всегда важное связующее звено между художником и зрителем. Принято считать, что быть зрителем не сложно, и многие художники остаются пассивными к условиям и «презентации» своих работ.
В живописи практически любого художника представление о самоценности и неповторимости отдельной личности выражается в неповторимом индивидуальном видении. Предмет в картине показывается уже обработанным авторским зрением, индивидуальным авторским сознанием. И здесь выявляется важное условие, которое необходимо для адекватного понимания авторского замысла.
Для этого необходимо наличие подготовленного и заинтересованного зрителя, который способен не только на непосредственное восприятие изображенного, но и на аналитическое осмысление зрительного образа. Это требование во многом ограничивает аудиторию искусства.
Именно поэтому очень важно, чтобы одной из основных задач, которые ставит перед собой Арт-галерея, было вовлечение аудитории в открытый разговор между галереей, художником и зрителем.
Арт-галерея «К35», с которой я сейчас сотрудничаю, очень внимательно относится и уважает мнение своей аудитории, давая ей возможность участвовать в творческом процессе. Также очень часто Арт-галерея «К35» представляет выставки и арт-объекты, с которыми зритель может контактировать напрямую. Мне всегда очень приятно работать с «Арт-галерея «К35».
Создаваемая атмосфера, в которой художник сближается с уже заинтересовавшимся зрителем, всегда вдохновляет и заряжает на создание новых работ, в которых зритель не абстрактный персонаж, а конкретные люди.
У меня уже была персональная выставка в Арт-галерее «К35»: «Моменты. Ожидания». На открытии выставки аудитория была очень интересная, и я предвкушаю новую обратную связь и энергию от участия в следующей выставке в феврале «Наполненная пустота». Приглашаю всех читателей сайта Cultobzor – обязательно приходите на выставку.
******
Выставка «Наполненная пустота» пройдёт в Галерее К35 с 6 февраля по 15 марта 2015
Куратор: Мария Саава
Участники выставки: Джина Соден (Великобритания), Франциска Клотц (Германия), Марина Федорова (Россия)
Наполненная пустота – выставка в Арт-галерее К35 >>
******
Арт-галерея «К35»
Основным направлением деятельности Арт-галереи «К35», открывшейся в декабре 2008 года, является проведение международных выставок зарубежного и российского искусства 20-го века, а также экспонирование работ современных молодых художников.
На протяжении уже 5 лет Арт-галерея «К35» проводит выставки работ мировых художников и фотографов 20-го столетия и современности: Энди Уорхола, Марка Куинна, Олега Целкова, Омара Гальяни, Сэма Шоу, Гюнтер Бруса и других, – и молодых авторов: Джабаха Кахадо, Владимира Мацкевича, Марины Федоровой.
Кроме того, Арт-галерея «К35» регулярно организует проекты вне собственного выставочного пространства, в музеях и на арт-площадках России и мира (например, Spazio Mazzotta в Милане, Palazzo Barbarigo Minotto в Венеции, Государственный исторический музей в Москве и др.).
Также галерея принимает активное участие в арт-жизни Москвы (выставочные проекты на 4-ой и 5-ой Московских биеннале современного искусства, на VIII и IX Московских фотобиеннале, а также в программе Moscow Art Week, public art проекты).
Большое внимание Арт-галерея «К35» уделяет образовательным мероприятиям, которые регулярно проходят на ее территории, а также участию и поддержке благотворительных и социальных мероприятий и инициатив.