Вторник , Ноябрь 29 2022
Главная / Арт-процесс / Итоги 6-й Уральской индустриальной биеннале современного искусства «Время обнимать и уклоняться от объятий».

Итоги 6-й Уральской индустриальной биеннале современного искусства «Время обнимать и уклоняться от объятий».

5 декабря 2021 года завершили работу проекты 6-й Уральской индустриальной биеннале современного искусства. Со 2 октября на восьми площадках основного проекта были представлены 76 работ 52 художников и художественных коллективов из 23 стран и регионов.

В основном проекте были задействованы площадки от шедевра конструктивизма Белой башни, построенной в 1929 году, до современного цеха Уральского оптико-механического завода (часть холдинга «Швабе» госкорпорации Ростех), запущенного в 2016 году.

Другие площадки — бывший кинотеатр «Салют», Екатеринбургский цирк, Главпочтамт, Уральский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина (ГЦСИ), Фотографический музей «Дом Метенкова», Музей истории и археологии Урала. Кураторами основного проекта под названием «Мыслящие руки касаются друг друга» выступили Чала Илэке, Аднан Йылдыз и Ассаф Киммель.

Проекты биеннале посетили около 74 000 человек, в том числе 14 000 человек стали гостями программы арт-резиденций, прошедшей в городах и поселках Урала, 28 медиаторов в Екатеринбурге провели 943 экскурсии по площадкам основного проекта, всего на проектах в Екатеринбурге, Тюмени, Тобольске и Нижнем Тагиле работали 55 медиаторов возрастом от 18 до 64 лет.

«6-я биеннале стала во многом «первой» — первой перформативной, первой, проведенной в условиях ограничений пандемии, первой c распределенным по восьми площадкам основным проектом, первой, в рамках программы арт-резиденций которой инсталляции, муралы и скульптуры оставались в местах проведения проекта.

Так биеннале расширила свою аудиторию и продекларировала на практике важнейшую ценность современного искусства как образа жизни», — Алиса Прудникова, комиссар Уральской индустриальной биеннале современного искусства.

 

Экспозиция 6-й биеннале в бывшем здании кинотеатра «Салют». Фото: Антон Михайлов, Geo.pro. Предоставлено: Пресс-служба Уральской биеннале современного искусства.
Экспозиция 6-й биеннале в бывшем здании кинотеатра «Салют». Фото: Антон Михайлов, Geo.pro. Предоставлено: Пресс-служба Уральской биеннале современного искусства.

 

Стратегический партнер биеннале – госкорпорация Ростех. Перформативная программа основного проекта создана в рамках благотворительной деятельности на средства, предоставленные Фондом Михаила Прохорова, партнер перформативной программы – Фонд содействия развитию балетного искусства Дианы Вишневой. Биеннале стала крупнейшим событием масштабного проекта — Года Германии в России 2020/2021, организованного Гёте-Институтом.

Другие международные партнеры биеннале — SAHA, развивающий современное турецкое искусство, IFA, Французский культурный институт — поддержали художников основного проекта. Грандиозное открытие биеннале состоялось благодаря поддержке Металлоинвеста и ЦУМа, пункт выдачи заказов которого открылся недавно в Ельцин Центре в Екатеринбурге.

«Новации и смелые эксперименты — это стихия Ростеха. Именно такую атмосферу создает Уральская индустриальная биеннале, где в едином формате соединяется современное производство, творческий процесс и человек. Этот проект созвучен нашей работе, нашим ценностям, поэтому мы являемся его партнером уже не первый год», — Екатерина Баранова, директор по коммуникациям Ростеха.

Публичная программа 6-й биеннале, реализованная при поддержке Фонда президентских грантов, включала более 150 событий и следовала принципам всей биеннале: вовлечение сообществ, включение в городское пространство, расширение опыта — как для жителей̆, так и для гостей̆ города. Бывший кинотеатр «Салют» стал главным хабом публичной программы и пространством диалога программы с основным проектом.

 

Экспозиция 6-й биеннале в УОМЗ. Фото: Антон Михайлов, Geo.pro. Предоставлено: Пресс-служба Уральской биеннале современного искусства.
Экспозиция 6-й биеннале в УОМЗ. Фото: Антон Михайлов, Geo.pro. Предоставлено: Пресс-служба Уральской биеннале современного искусства.

 

Одна из идей основного проекта — отношения между человеком и городской̆ средой̆ — отразилась в спектакле-исследовании «Непрерывное отображение», основанном на данных аналитики Яндекс.Карт. Публичная программа инициировала 12 открытых приемов заявок для своих проектов. Один из них — для авторов, пишущих прозу, по итогам которого был издан сборник рассказов, связанных с темой̆ биеннале.

В проекте «Исполняя социальные ритуалы», созданного при поддержке Швейцарского совета по культуре Про Гельвеция, пять швейцарских художников представили работы, посвященные технике тела, социальным ритуалам, размыванию границ частного и общественного пространств.

Спецпроекты 6-й биеннале стали пространством рекордов — самая масштабная инсталляция биеннале «Сад камней» Василия Кононова-Гредина из 250 зеркал, установлена на уступах и стенах Березовского карьера города Сатка общей площадью 264 000 кв. м., проект куратора Алисы Сычёвой  «Создать новый слой» в Тюмени произвел интервенцию в пространство действующего университета и  открыл потенциальный креативный кластер в здании винных складов в Тобольске.

Выставка «Обнять и плакать» куратора Льва Шушаричева в арт-галерее Синара Центра стала самой популярной среди профессионального сообщества, а интерактивный саунд-арт-проект «ТКачество звука: обнимая традицию» стал пространством сотрудничества художников и ученых. Спецпроект «МЖК-1980», созданный совместно с Ельцин Центром, был посвящен 40-летию закладки первого камня в МЖК «Комсомольский» в Свердловске и стал важной частью разговора о 1980-х как наследии и осмыслении этого этапа через художественные практики.

 

Экспозиция 6-й биеннале в бывшем кинотеатре «Салют». Фото: Ольга Подольская, Geo.pro. Предоставлено: Пресс-служба Уральской биеннале современного искусства.
Экспозиция 6-й биеннале в бывшем кинотеатре «Салют». Фото: Ольга Подольская, Geo.pro. Предоставлено: Пресс-служба Уральской биеннале современного искусства.

 

Программа арт-резиденций — сердце Уральской индустриальной биеннале. Как и все резиденции, она предполагает погружение художника и зрителя в контекст региона и города, с его особенностями, мифами и образом жизни.

Важной чертой резиденций Уральской биеннале становится их индустриальность — авторы сотрудничают с действующими и закрывшимися промышленными предприятиями. Куратор программы арт-резиденций Владимир Селезнёв — современный российский художник и куратор, лауреат всероссийской премии «Инновация» в номинации «Произведение визуального искусства» и Премии имени Сергея Курехина в номинации «Кураторский проект» (2019).

География арт-резиденций значительно расширилась благодаря открытому приему заявок для городов и поселков Урала, в которых были созданы 3 выставки, 2 инсталляции, 2 скульптуры, 1 мурал, 1 монументальная композиция и 1 академия современного искусства. Абсолютным хитом стал проект Павла Отдельнова «Звенящий след» в закрытом поселке Сокол Челябинской области.

На итоговой выставке «Больше, чем ожидаешь» в Музее автомобильной техники УГМК в Верхней Пышме представлены 9 видеоэссе о создании арт-объектов, связанных с историей и индустриальностью принимающих территорий. Выставка открыта до 9 января — это единственный проект биеннале, продолжающий работу после закрытия основного проекта.

6-я биеннале активно представлена онлайн и после закрытия — в Youtube можно найти серию видео, а в подкастах — ответы на важные вопросы современного искусства вместе с Лизой Савиной, Дмитрием Гутовым, Антонио Джеузой и другими.

В конце декабря будет запущено первое приложение об индустриальном наследии Урала, которое позволит создать собственные маршруты по заводам-гигантам, промышленным руинам, креативным кластерам и арт-объектам биеннале в Свердловской и Челябинской областях и в Пермском крае. 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *