Понедельник , 7 октября 2024

Антон Беликов. Манифест к выставке «После иконы».

Выставка «После Иконы»

С 25.01 до 31.01.2019 в Храме Христа Спасителя — Зал Церковных Соборов.

Подробнееhttp://cultobzor.ru/2019/01/posle-ikony/

Однажды во время литургии Иоанн Кронштадтский вышел из царских врат с чашей, и увидел студента, который закуривал папиросу от лампады перед иконой Спасителя.

Спросил: «Что ты делаешь?» Студент, не отвечая, ударил его в лицо, да так, что Дары расплескались. Так наступила эпоха после Иконы. И Православие растерялось. Нечего было ему ответить на вызовы модерна. Тем более постмодерна.

Студент входит в церковь, достает из мятой пачки папиросу, идет к лампаде… Вы понимаете, что это акт веры? Святотатство как последняя, отчаянная надежда на чудо, на то, что небеса разверзнутся.

Но небеса не разверзлись, Бог молчит. Он молчал на Бутовском полигоне, молчал в подвале Ипатьевского дома и на соловецких стенах, молчал, когда русские защищали Москву и штурмовали Берлин. И со всем этим русские справились сами, без Бога. Это уже не забудется.

 

Ирина Старженецкая "Богородица и Апостол Матфей"
Ирина Старженецкая “Богородица и Апостол Матфей”

 

Христианство согласилось с тем, что оно неактуально. Православие завернулось в ракушку консерватизма, спряталось от индустриального века, загородилось скрепами.

Стало консервой, стратегическим запасом Родины, красивым и бесполезным как Царь-колокол в эпоху mp3.

Это путь к неизбежному поражению.

Тот, кто боится нового и не может оставаться старым умрет. Индустриальный век прошел и настал век пластиковый. Век онемения, время атрофии человеческих чувств. Сто лет прошло со времени студента с папиросой, а ответа ему так и нет.

Там на Западе – те пободрее. В ногу пытаются идти. Второй Ватиканский, гей-браки, каются за прошлое.

 

Анатолий Комелин "Преображение"
Анатолий Комелин “Преображение”

 

А у нас… у нас поскучнее, исконно-посконные нагайки, лампасы, кубанки курчавятся на выставках малохольных хипстеров. Но все как-то растерянно. Казаки растеряны, хипстеры растеряны, милиция и чиновники растеряны. Суды растеряно сажают в тюрьмы растерявшихся интернет-комментаторов.

Бессмысленно пытаться преградить дорогу в храм кликушам, идиотам, кощунствующим и феминисткам. Бесполезно и даже вредно пытаться закрыть кинофесты и выставки кощунствующего искусства хлестая кураторов нагайками и заливая картины мочой.

Окровавленные хипстеры на фоне куполов, казачьих лампасов и камуфляжа – ради этого все и затевается. Они говорят: «Искусство – это мы, а что есть у вас кроме меда, золота и лампасов?»

А что у нас? А у нас почетном месте в закромах русской культуры сияет банка с консервированным церковным искусством. Давно уже стоит, так давно, что и открывать боязно. Так что никто не знает, какое оно, церковное искусство на самом деле.

Говорят, есть дедовский рецепт одного палешанина, так вот, он точно знал как писать иконы. Вот так и пишут художнички покорно нелепую свою хохлому на радость бабулям. Благорастворение воздухов и изобилие плодов земных, ага… И красочки чтобы пасхальные, значит…

 

Антон Федосов "Страшный суд"
Антон Федосов “Страшный суд”

 

Согласившись на неактуальность христианский художник обречен идти по замкнутому кругу копирования музейных экспонатов. Самый строгий его арткритик сидит за свечным ящиком.

Скажем очевидное: современные реплики древних икон – фейк, подделка. Православный привет Делезу. Тем временем государственные площадки современного искусства сегодня оккупированы антигосударственной и антинародной чушью.

Прорвать эту блокаду невозможно, ведь они – это Современное Искусство, а мы – лишь плагиаторы Рублева, жалкие эпигоны. Их голые тела на сценах русских театров, в наших галереях и музеях, потому что они – Будущее, а мы – Прошлое.

Если мы хотим вернуть себе завтра, мы должны разрушить их монополию на актуальность, а это значит, что мы, христиане, должны говорить современным языком. Истина, явленная в Писании должна быть произнесена для каждого поколения понятной ему речью.

 

Елизавета Червякова "Жены-мироносицы"
Елизавета Червякова “Жены-мироносицы”

 

Мы не можем больше сидеть в резервации под названием «церковное искусство», мы должны идти в галереи и на улицы. Ведь и Сам Христос вышел из пустыни, чтобы проповедовать людям. Заповеди – не помеха обычной жизни, нагорная проповедь актуальна вечно.

Церковь – такое место куда любой русский пойдет в самые ужасные моменты своей жизни, не оттолкните его, наоборот, приведите. Собранные здесь предметы – дорожные знаки, указательные таблички.

«Се творю все Новое», говорит Господь. Творите и вы».

Антон Беликов.

 

Смотреть еще

Выставочный центр МОСХ России на Беговой Выставка Да любите друг друга

Да любите друг друга.

С 02.11 до 24.11.2024 в ВЗ МОСХ на Беговой, дом 7.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *