Понедельник , Январь 16 2017
Главная / Выставка в фокусе внимания / Стас Намин. Живопись – это преломление реальности через собственное видение.

Стас Намин. Живопись – это преломление реальности через собственное видение.

11 ноября 2016 г. в залах Галереи искусств Зураба Церетели открывается юбилейная выставка Стаса Намина «Откровенно / Insite Out». Cultobzor.ru предваряя экспозицию, взял интервью у легендарного музыканта, поэта, руководителя «Театра Стаса Намина». 

 

Стас Намин в творческой студии.

 

Что дает Вам как творцу изобразительное искусство – в разных видах: живопись, графика, фотография – то новое, чего нет в музыке, балете, поэзии?

Разные направления в искусстве – это как разные языки, на которых говорят и отражают свои мысли и чувства. И каждый из этих языков имеет разные возможности, в каждом из них есть что-то, чего нет в других. Наверно, именно поэтому я пытаюсь научиться говорить на нескольких.

Конечно же, изобразительное искусство – один из самых важных из них, позволяющий уходить в глубины осмысления человеческой жизни и проникать в какие-то необъяснимые мистические сферы с помощью пластики и цвета.

Я всю жизнь увлекался фотографией и не думал всерьез о живописи и графике до, наверное, конца 90-х. Думаю, что именно тогда получился какой-то естественный переход от моего увлечения фотографией к живописи.

 

Стас Намин "Мадонна с ребенком 1" 2016 (фрагмент).
Стас Намин «Мадонна с ребенком 1» 2016 (фрагмент).

 

Согласны ли Вы что появившаяся на свет картина — это некая граница между пространством нашего существования и пространством искусства, это одновременно и зеркало, и открытая дверь в иную реальность.

Фотографии в моем первом фотоальбоме, изданном Русским музеем, были сняты на пленку и принципиально не были тронуты фотошопом (тогда еще только появившимся). А последние мои фотоработы я уже преломлял с помощью фотошопа, таким образом создавая новые образы – уже не реальные, а идущие от моей фантазии.

Конечно же, живопись – это преломление реальности через собственное видение. Если это удается сделать красиво и выразительно, то это собственно и есть, то к чему я стремлюсь. В графике от простого рисунка я тоже пробую уйти в преломление, соединяя его с фактурой дерева и другими фактурами.

Собственно, зеркалом, наверное, должна быть только документальная фотография.  Даже художественный фотопортрет есть в определенном смысле преломление через видение художника. А живопись, как я ее понимаю, просто не может быть зеркалом, так как ее суть в индивидуальном видении художника, где даже предметность необязательна, так как драматургия и образ заложены в мистике смешения красок, в который ты вдруг видишь или чувствуешь.

Какие великие мастера прошлого и этого века произвели наибольшее впечатление, входят в ваш личный список самых любимых?

Я бы назвал Леонардо и Микеланджело фундаментом, на котором я учился. А вообще, великолепных художников в мире очень много. Если говорить про 20-й век, то я люблю и импрессионистов, и выборочно концептуальное искусство, начиная от супрематизма Малевича и до настоящего времени. 

 

Премьера футуристической оперы «Победа над Солнцем», Кинотеатр «Ударник», 2015.
Премьера футуристической оперы «Победа над Солнцем», Кинотеатр «Ударник», 2015.

 

В сентябре 2015 года в Кинотеатре Ударник с огромным успехом состоялся показ легендарной футуристической оперы «Победа над Солнцем», реконструированной под Вашим руководством. Какие вызовы эта постановка поставила перед вами? 

Россия в начале прошлого века сделала удивительную революцию в мировом искусстве. Появились гениальные композиторы, поэты, режиссеры и художники. Именно тогда, в 1913 году Крученых, Матюшин и Малевич, а позже к ним присоединился и Хлебников, создали первую в истории авангардную оперу, в сценографии которой еще до известной картины появился «черный квадрат».

Как известно, эта опера игралась всего один раз. После этого долгое время ее никто не вспоминал, а потом начали появляться как бы ее версии. Они, правда, мало имели общего с оригиналом, так как никто всерьез не заморачивался найти в архивах точные эскизы Малевича, рукописи музыки Матюшина и соответствовать точному тексту Крученых и Хлебникова. В основном использовали названия «Победы над Солнцем», а дальше хулиганили, как хотели.

Мы решили к столетию первого публичного показа черного квадрата использовать архивы, которые предоставил нам Русский музей, и воссоздать максимально точно все то, что придумали гениальные авторы.

А так как видеосъемка не сохранилась, и никто не знает, что из себя представляла режиссура спектакля, а знаем мы только что первая постановка с треском провалилась, так как участвовали в ней студенты, не было ни времени на репетиции, ни денег на постановку, мы решили отнестись к этому проекту очень серьезно и работали над этим спектаклем около года.

В результате получилось то, что мы и планировали. Мы соединили все то, что было придумано авторами, с современной режиссурой и хореографией. А в музыке мы сделали две версии. У нас есть аутентичная версия на двух роялях и компьютерная версия, где мы добавили современную аранжировку и фрагменты из музыки Скрябина, который был их современником и в определенном смысле единомышленником.

 

Стас Намин. Легенда.
Стас Намин. Легенда.

 

Боб Дилан получил Нобелевскую премию, Ваша выставка будет проходить в залах Российской Академии. Происходит ли сейчас процесс музеефикации рок-культуры, встраивание её в классическую культуру?

Интересно, что мы изначально планировали эту выставку совместно с Бобом Диланом, но по независящим от нас причинам в этот раз это не сложилось. Думаю, получится в следующем году. Моя персональная выставка в залах Российской академии художеств для меня не просто большая честь, но и огромная ответственность, так как я впервые покажу самое лучшее в живописи и графике, что сделал за последние годы. В экспозиции будет, наверное, около 70-ти работ разных периодов.

Рок-культура, о которой вы спрашиваете — меня в принципе давно уже мало интересует. И задумка выставки с Диланом была больше как красивый проект, так как мы примерно в одно время начинали и прошли похожий путь. Но не думаю, что правильно искать закономерность в том, что и я и он серьезно занимаемся живописью. Скорее это случайное совпадение.

Спрашивая про рок-культуру, я больше ценю ту степень свободы, которую она вместе с другими явлениями в молодежной среде принесла в 1960-70-е годы…

Свобода – это очень странное слово. Если не уточнять, о чем идет речь, то оно практически смысла не имеет. В реальной жизни полной свободы нет и быть не может. Человек всегда зависит от окружающей его среды, если он не идиот)))

А если говорить о свободе внутренней, то она, с моей точки зрения, вообще не имеет ничего общего с окружающей средой. Можно сидеть в тюрьме и быть внутренне свободным, а можно плавать на яхте за четверть миллиона долларов и…

 

Портал Cultobzor.ru поздравляет Стаса Намина с 65-летием, желает долгих лет яркой творческой активности и приглашает всех на юбилейную выставку в залы Галереи искусств Зураба Церетели с 11 ноября 2016 г.

Подробнее о выставке – http://cultobzor.ru/2016/11/stas-namin-otkrovenno-insite-out/

 

10 ноября состоится премьера в Центре документального кино на Зубовском бульваре состоится премьера фильма Стаса Намина «Разговор с Неизвестным».

Подробнее — http://cultobzor.ru/2016/11/stas-namin-razgovor-s-neizvestnym/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *