C 15 июля по 14 августа 2016 на ВДНХ, в самолете Як-42, проходит вторая выставка в рамках конкурсного проекта «Взлёт» – проект «Nubis» победителя направления «Искусство» Дмитрия Гилена.
Cultobzor.ru обратился к куратору проекта, куратору «XL Gallery» Елене Селиной с просьбой поделиться её видением по общим вопросам развития современного искусства.
Отвечая на ваш вопрос, могу сказать, что все то что происходит сейчас – начиная от художественных проблем и кончая всякими перестановками – происходит так, как, видимо, должно происходить. И собственно, ничего нового мы не видим, точно также было и в девятнадцатом веке, и в двадцатом.
В какой-то момент наступает точка, когда что-то должно резко измениться. И не всегда это резкое изменение – положительное или отрицательное. Какое оно на самом деле, думаю увидим довольно скоро.
Считаете ли Вы, что это ожидание изменений связано с исчерпанностью ресурсов традиционного искусства?
А что Вы называете традиционным искусством? Живопись? Эта перемена длится давно, на моей уже памяти за последние двадцать пять лет живопись то умирала, то возрождалась. Да, сегодня время развития медиа и компьютерных технологий. Но во времена Пикассо интернета не было, а изменения все равно происходили и те, кому это было важно – были в курсе.
Дело не в новых технологиях. у меня нет никаких претензий к традиционному искусству. В рамках разных традиций работают многие художники, у которых есть свои почитатели, и нет ничего удивительного в том, что обычная публика немного опаздывает и любит то, что уже получило широкое признание.
Наш сегмент – экспериментальный, мы всегда находимся в некоем разрыве с публикой. Я говорю об изменениях иного рода …
К сожалению, последние изменения в сфере искусства несут некоторый скандальный оттенок…
Вы имеете ввиду смену руководства ГЦСИ и Московской международной биеннале? Рано или поздно это должно было произойти – имею ввиду смена руководства. Это всегда происходит – неожиданно и резко, потому неудивительно что новости сначала вызывали некий, скажем так, ужас и неприятие. Мы привыкли к тому, что Биеннале под руководством Иосифа Бакштейн – всегда было интересным международным событием.
Аналогично и ГЦСИ с его филиалами было понятной и отлаженной структурой. Что произойдет с этими организациями дальше – неясно, но пока не будем называть это проблемами, а приготовимся к ожиданию. Мы все скоро увидим.
Что, опять-таки с точки зрения ожидания перемен, продемонстрировали проекты молодежной биеннале этого года?
Мне сложно судить – я еще не все посмотрела. Что касается основного проекта, он, как обычно – отражает точку схода двух параллельных прямых: текущего процесса и точки зрения куратора на этот процесс.
Иногда это пересечение бывает невероятно метким, иногда бывают промахи. Нынешнюю Биеннале я бы оценила как нормальную, без каких-то всплесков, но и без каких-то потерь. Все также, как и во всем мире.
В свое время, в 2011 году я была куратором стратегического проекта молодежной биеннале под названием «Неокончательный анализ». В мои задачи входило за очень короткий срок проанализировать заявки, по тем или иным причинам отклоненные куратором основного проекта.
Когда перед тобой такое огромное количество художников, ты не очень обращаешь внимание – российский ли перед тобой участник, или зарубежный, ты просто выбираешь проект, который тебе кажется интересным. И результат меня поразил.
Я хочу сказать, что уже к 2011 году можно было говорить о стирании языковых границ -российские молодые художники мало чем отличались от своих западных ровесников. И собственно это мы видим еще более явно на примере биеннале этого года.
Российские участники проектов биеннале уверенно владеют всем спектром международного художественного языка, поднимают и обсуждают те же самые проблемы и темы, что и зарубежные. В какой-то мере они тождественны друг другу. Плюс это или минус – не знаю.
Можно ли вот так сразу сделать вывод – этот молодой художник будущая звезда?
На мой взгляд художник складывается к годам двадцати восьми, имею ввиду наш сегмент современного искусства. Он начинает что-то понимать и может, наконец, высказать все что понимает в той форме, которая его устраивает. Сразу выносить оценки на основании одного представленного проекта – нельзя, но тех, кто будет развивать и работать дальше – видно…
Выставка “Неокончательный анализ” выявила уже тогда несколько художников, которые сейчас во многом определяют московскую художественную сцену: Евгения Гранильщикова, Илью Долгова, группировку ЗИП и многих других. Интересно, что уже в 2011 году они обращали на себя внимание. Конечно, они бы обязательно проявились бы и другим способом, просто Биеннале ускорило этот процесс.
Получается успех – дело случая?
Но я же в том проекте поставила себе цель найти новых художников, и это получилось, потому что мы совпали – им было что сказать, а мне было что увидеть. Это касается и сегодняшнего героя – Дмитрия Гилена.
Если мы вернемся к теме изменений и коснемся вот этого нашего маленького самолета, то представить себе даже три года назад, что молодому художнику в возрасте двадцати трех лет будет предоставлена такая нестандартная площадка, при этом выставка будет полностью оплачена, все службы отработают просто блестяще – это то изменение, которому можно поставить знак плюс.
Для молодого художника это невероятно интересный тренинг. Основной задачей здесь было сделать в ЯК42 некое цельное высказывание, не завешивать стены картинками или фотографиями, не обращая внимание на нестандартную выставочную площадку, а напротив – как-то ее задействовать, учесть. У Дмитрия Гилена всё сказано одной формулой, и я считаю, что это большая удача.
И этот проект очень важен и показателен и для художника, и для публики. Для нас это тоже эксперимент и исследование, как будет реагировать публика на проекты такого рода. Мы показываем этот проект на ВДНХ – очень специфичном месте – точно также, как мы показывали бы его в галерее или другом профессиональном пространстве современного искусства.
Посмотрим, останется ли публика равнодушной или ей все будет понятно, и это тоже будет одним из показателей ожидаемых изменений.
Выражаю благодарность Агентству Art-PR за помощь при подготовке этого интервью.