Галерея современного искусства Alma Mater представляет выставку «Другой мир. Великая Красота». Экспозиция из 15 широкоформатных работ, выполненных художницей Великая Красота, посвящена выражению свободы личности, поиску собственных корней и идентичности глубинной исторической памяти.
Накануне выставки Cultobzor.ru поговорил с Великой Красотой о выставке, технике живописи и деревьях.
Подробнее о выставке – http://cultobzor.ru/2023/04/drugoj-mir-velikaya-krasota/
Какая основная идея Вашей выставки «Другой мир. Великая Красота»?
Идей у выставки несколько, и они все равнозначны. Это погружение зрителя в неизведанный мир красоты деревьев, привлечение внимания к экологическим аспектам, осознанному потреблению, к ценностям вещей, раскрыть глубже смыслы в современном искусстве. Показать не очень популярный жанр — графику непривычного формата и раскрыть её уникальность, привлечь внимание к современным художникам в нашей стране.
Но можно выделить основную идею — приглашение идти со мной и моим искусством в другой мир, в мир открытий и сложного, глубинного интеллектуального приключения. Потому, что…Искусство это – не то, что мы видим, это то, что мы думаем. ©
Выставка — размышление о том, что человек пытается всё подчинить, использовать, переработать, извлечь выгоду, при этом ставя себя во главе, как самое сложное и непостижимое творение природы, но мы всего лишь один из миллионов видов организмов на огромной планете. О том, что нужно проявить уважение и благодарность к этим уникальным существам, как мы называем деревья, они старше нас и мудрее. Без них мы не сможем получать большую часть лекарств, пищи, воды, новых научных открытий. Они умирают, чтобы стать бумагой. На выставке мы обнаружим другой мир, мир великой красоты, других ценностей.
Почему в работах используется именно образ деревьев? Этот тотем или что-то иное?
Это очень личное, скорее всего психологическое явление, следствие сильного эмоционального впечатления. Со мной произошел случай в детстве — мне было примерно 9-10 лет, когда я спустилась с высокого песчаного обрыва к водохранилищу и оказалась на «кладбище» сотен деревьев, лежащими корнями наружу длиной на несколько сотен метров, от оползня берега после зимы.
Тогда я впервые увидела масштаб корневой системы и скрытый от меня под землёй целый другой мир. Они были гиганты по сравнению со мной, я чувствовала себя героиней советского фильма «Необыкновенные приключения Ка́рика и Ва́ли». Увиденный тогда другой мир корней произвел на меня невероятное впечатление, вызвал шок, экстаз, восторг, удивление и пробудил неистовый интерес к этим существам на всю жизнь. С тех пор, мои отношения с деревьями — особенные, магические, тонкие.
Я их чувствую, слышу, вижу в них великую красоту мира, они моя любовь и страсть. За последние годы мною прочитаны, просмотрены и прослушаны десятки книг и фильмов от мифологии до научных и исторических, раскрывающих тайный, другой мир этих невероятно сложных, древних и красивых существ. Изучение мира «деревьев», именно в кавычках, потому что у меня лично язык не поворачивается называть их деревом — без определения живое существо. У них есть разум, раскрывающий новые глубокие смыслы о глубокой и жизненно важной взаимосвязи природы и человека.
За столько лет пристального внимания, проживания и страсти на эмоциональном уровне, я ощущаю, что стала проявлять себя в моих работах, как существо в виде корней. Субличность, которая явно видна в моих автопортретах и даже в татуировке, это уже на уровне подсознания, ДНК.
С чем у Вас ассоциируются деревья и с каким деревом вы ассоциируете себя?
Мои ассоциации с этими существами, деревьями, очень разнообразны. Для меня они — яркий символизм древа мира и мистическое существо из сказок со своей магией. Каждое дерево уникально по форме, деталям. Они личности, персонажи, герои, и чем причудливее форма, больше размер, рельеф коры, размах ветвей, тем ярче образ.
Деревья, лес, сказки — это весомый культурный код Родины. У каждого человека своя Родина — там свои деревья, у кого-то дубы, у кого-то сосны или секвойя. Это дом в большом значении слова. А в глобальном смысле, деревья — неотъемлемая фоновая среда всего человечества, всего мира. Образ, силуэт дерева не «вырубить топором» из сознания и памяти ни одного человека на планете. Деревья — это и есть наш мир, наш дом.
Применимо к себе, какое я дерево, отвечу своим автопортретом на стихи Григория Поженяна «Я ДРУГОЕ дерево». Именно так, такого дерева просто нет, или я могу быть любым деревом. Скорее всего, я как раз мистический, метафорический образ, субстанция, древоподобное существо, способное прорастать везде. И даже течь рекой, быть твердой стеной, крепкими корнями и нежной цветущей ветвью. Я — дерево Бодхи, свисающее над Буддой, и крест под руками распятого Христа. Мне нравится быть всеобъемлющей древоМудрой.
Как Вам пришла идея использовать в своих работах винтажную бумагу или старые обои?
Бумага – это любовь, фетиш, ценность и уважение с детства, дарованные трепетным отношением к книгам, рукописям, дореволюционным визитным карточкам русского дворянства моих родителей. Запах книжных шкафов в библиотеках, дома, в деревенском доме у дедушки и бабушки вызывал в голове целый сценарий приключений и тайн.
Тогда и обнаружилась страсть к старой бумаге. Я понимала, что она хрупкая, тонкая, древняя и сильно отличалась от всего, что окружало меня. Было желание сберечь, спрятать, хранить, как древний манускрипт, и конечно, показать находку, поделиться тайной и ценностью.
Эту страсть я несу с собой всю жизнь. Меня научили ценить, беречь, уважать, дорожить. Уже 21 век наступил, я еще не успела прожить, насладиться тем, другим миром, а тут вот это всё. Вот и живу наслаждаюсь, бумагой. Это мой артефакт оттуда, из другого мира.
Золото в работах, техника написания пером и тушью — это знаки?
Да и знаки тоже. Символизм — это наше всё.
Золото, с древних времён сопровождало жизнь человека. Из-за него начинались войны, гибли люди, им покоряли женщин, цари демонстрировали им свое величие, возрождались и исчезали целые цивилизации. Золото воистину правило миром и умами людей. Это очень сильный атрибут власти, силы, любви, воли и её отсутствия.
Сейчас ценность золота сменила свой эквивалент на время, время стало золотом. Люди в погоне за временем пытаются его обуздать биохакингом, косметологией, хирургией, медициной. Скоростью жизни, как на реактивном самолете, человечество всё сносит и уничтожает на своём пути к новому «золоту».
В этой гонке цивилизации на самом деле мало, что изменилось со времен средневековья и золото всё то же. Поэтому я использую золото, как мощный и неоспоримый культурный код, с его помощью можно привлечь внимание к ценностям нового другого мира.
Так старая и никому не нужная бумага стала драгоценной, а корни в бликах золота имеют другой контекст, они стали важны и интересны. Появился объект интеллектуального осмысления.
И еще, это просто красиво за счёт разных фактур.
Вы ведете экологичный образ жизни?
Само моё творчество, вся его концепция направлена на внимание к экологичности. Я осознанно использую винтажную бумагу, таким способом возрождаю деревья, их образ в искусстве на том же материале, которым они стали. Отдавая дань могучим, древним существам, от которых зависит наша с вами жизнь.
Экологичный подход проявляется не только в бумаге, например, +-80% моего гардероба это секонд-хенд вот уже примерно лет 30, в домашней обстановке предпочитаю винтажную мебель и другие вещи с историей, многие вещи мне служат годами дольше, чем могли бы в принципе. Это важная часть моей жизни, скорее уже образ жизни, привитый родителями и не из-за дефицита или нужды. Это уважение к вещам.
Я родилась и выросла в эпоху надежных вещей иного качества, в окружении сотен книг в шкафах домашней библиотеки, дубового стола с мраморной столешницей, бронзовых подсвечников, копий картин живописи классиков, коллекции дореволюционных визитных карточек русского дворянства, старинных столовых приборов из мельхиора.
Это всё — настоящие вещи, которые служили и служат десятилетиями и переходят в наследство. Это не пафос или дворянское гнездо, это уважение и даже взаимоотношения с вещами, как с членами семьи.
Как часто бываете Вы в лесу?
Лес — это мой мир, мой космос, моё вдохновение. Последние несколько месяцев я жила в родительском доме, среди корабельных сосен, и просто слилась с лесом душой, телом и разумом. Меня лес поглощает без остатка, я начинаю слышать другие, более тонкие звуки, видеть другие оттенки, осязать ароматы планеты Земля. Я не просто бываю в лесу, я стремлюсь туда, там другой мир, настоящий.
Какая из Ваших работ самая лучшая по Вашему мнению? Что в ней может задеть за тонкие струны человеческой души?
«Яблоки, которых больше нет» – скорее самая значимая работа на этот момент. Это первая моя большая по размеру работа. Здесь я впервые преодолела страх пустоты большого листа, и именно в этой работе мне открылась техника, моя техника рисунка и эмоционального погружения — соединить аутентичный материал, историю самого листа в единый сюжет.
Расскажите, пожалуйста, о ней.
Что- то перевернулось во мне, когда я увидела эту бумагу. Время сделало её похожей на кожу старого человека. Она превратилась в живую историю, как и сами люди, прожившие долгую и непростую жизнь в послевоенные годы. Мелкие трещины, складки, неровности и ворсинки покрывали её ковром. К ней хотелось прикасаться кончиками пальцев, боясь потревожить хрупкую красоту, спящую десятилетия в кладовке.
Бережно развернув рулон, я увидела надписи: «Яблоки 1997 проверил, 1999, 2004 и т.д». Тут же позвонила внучке хозяев этой бумаги и спросила, что это значит и зачем? Услышав рассказ, я положила руки на бумагу и увидела всё. Это история о яблоках, которых больше нет, история длиною в жизнь, жизнь людей, деревьев и бумаги.
Семейная пара прожила долгую и нелегкую жизнь, после войны они, как и все, начинали жить заново. Заполучив в пользование законные шесть соток, с усердием и верой в светлое будущее растили яблоневый сад. Яблоки были желанным лакомством: варенья, компоты, сушеные и в пирогах для них, для детей, и позже для внуков во времена тотального дефицита.
Время шло своим чередом, мир менялся и уверенно шёл навстречу к тому самому светлому будущему. Дети выросли, родились внуки, дефицит сменила новая экономика и наполнила прилавки изобилием конфет, жвачек, яблоками разных сортов и вкусов.
А сад по-прежнему увёл и плодоносил, его, как и всегда оберегали заботливые руки хозяина. Настал день и не стало отца семьи сад давно заброшен, яблок больше нет. Вкус тех яблок остался лишь в детских воспоминаниях уже взрослых детей, которые покупают яблоки в магазине в наступившем светлом будущем.
Космос для Вас— это…?
Что-то очень далёкое, сложное, труднопостижимое и малоосязаемое. И невероятно красивое, вдохновляющее, манящее, таинственное. Космос это — другой мир. Но я очень земная, мне нравится Земля. Здесь мой космос в лесу, в деревьях.
Чего Вы хотели бы пожелать зрителям выставки, что они могут увидеть в ваших работах?
Искренне надеюсь и желаю, что зрители найдут свою красоту, свои новые открытия. В моих работах можно увидеть Другой мир и великую красоту, скрытую в необычном.
Великая красота там, куда ты смотришь. Степень её величия лишь рамки твоего мышления. ©
Интервью подготовила Мария Горелова.
Портал Cultobzor.ru выражает благодарность Галерее Alma Mater и лично Марии Гореловой за помощь с интервью и предоставленные материалы.