Суббота , 27 апреля 2024

Александр Дейнека. Над временем. Из собрания Курской государственной картинной галереи имени А. А. Дейнеки.

С 16.02 до 21.05.2023 в Омском областном музее изобразительных искусств имени М. А. Врубеля.

В Омском областном музее изобразительных искусств имени М.А. Врубеле в Врубелевском корпусе открывается выставка «Александр Дейнека. Над временем». В экспозиции выставки 100 произведений, созданных известным советским художником Александром Дейнекой с 1910-х по 1960-е годы, – живопись, графика, скульптура, предметы декоративно-прикладного искусства, личные вещи художника из собрания Курской картинной галереи имени А. А. Дейнеки

Курская картинная галерея впервые показывает такую объемную выставку за пределами своего музея. Авторам выставочного проекта «Александр Дейнека. Над временем» хотелось показать искусство мастера с позиции качества, а не идеологии. Абсолютно ложащееся на историю страны творчество Александра Дейнеки по-прежнему часто интерпретируется как символ тоталитарного государства. Однако с течением времени приходит понимание, что искусство этого мощного, стилеобразующего мастера гораздо шире и глубже предлагаемых рамок.

У выставки «Александр Дейнека. Над временем» множество измерений. Она об истории страны и ее героях, об эволюции художника и его активной сопричастности всему, что происходило вокруг, о его «восторге перед жизнью» и конце иллюзий об идеально обустроенном мире.

Структура выставки традиционно делит творчество художника на десятилетия: в первом зале зритель сможет увидеть работы 1910-х – 1930-х годов, начиная с ранних живописных опытов времени учебы в Курске и Харькове, во втором – произведения 1940-х – 1960-х годов, в которых творческая манера признанного мастера и уважаемого педагога хорошо узнаваема.

Визуальный ряд экспозиции лишен жесткой хронологической последовательности, он выстроен по аналогии с человеческими воспоминаниями, блуждающими от прошлого к настоящему и в обратном порядке.

Более важным для устроителей было, объединив произведения по стилистическим признакам, передать атмосферу провинциального города, в котором рос Дейнека, или попытаться заглянуть в «тайную дверь» его воспоминаний, обнаружив не «амбициозного, блестящего, непримиримого», а тонкого лирического художника. Выразить настроение грандиозных перемен и сломов с их низвержением старого и созиданием нового, столь созвучного темпераменту художника. Попытаться показать присущую Дейнеке энергию, ритм, темп и ощущение бесконечного движения.

Пытливый зритель обратит внимание на то, что все герои Дейнеки, особенно его лучших молодых лет (1920-е – 1940-е), бегут, летят, прыгают, преодолевают. Известная влюбленность мастера в современность, в спорт, в технику, в труд «счастливого человека» позволили объединить часть произведений по тематическим признакам: спорт, труд, авиация.

В числе представленных на выставке произведений зрители увидят известные живописные работы «Автопортрет в панаме» (начало 1920-х), «Портрет художника К. А. Вялова» (1923), «В воздухе» (1932), «Натурщица» (1936), «Пионер» (1934), одно из лучших произведений военного времени «В оккупации» (1944) и «Футболист» (1932), много лет выступающий символом советского искусства на международных выставках. В произведениях «Деревенские ребята» (1937), «Осенний букет» (1933), «Мать и сестра» (1954) Дейнека предстает как тонкий лирик.

Часть экспозиции займут графические произведения – редкий и бесценный материал, дающий возможность проследить творческую эволюцию автора и увидеть захватывающий процесс фиксации его художественных переживаний. Графика Дейнеки разнопланова. Это и эскизы к программным картинам «Оборона Севастополя» (1942), «Сбитый ас» (1943), «Эстафета по кольцу «Б» (1947), иллюстрации для журналов и детских книжек, эскизы фресок по цветной штукатурке на темы спорта и отдыха для павильонов Всесоюзной сельскохозяйственной выставки и знаменитых мозаик для станции Московского метрополитена «Маяковская».

В точных линиях ощутимы контуры будущих монументальных произведений, ставших художественным исследованием, арт-репортажем и авторской оценкой ряда событий и явлений истории – индустриализации Донбасса, бурного развития спорта, событий Великой Отечественной войны.

Оправдывая название выставки «Над временем», авторы проекта хотели бы предоставить возможность зрителю убедиться в красоте и современности художественного языка Дейнеки, а может быть, и решиться на самостоятельную интерпретацию заложенных автором смыслов, рифм и аналогий. Безусловно, это требует более широкого взгляда на изобразительное искусство. Для облегчения этой задачи почти все работы сопровождены короткими аннотациями, позволяющими получить более полную информацию об авторе и его произведениях. Также на выставке можно будет в игровой форме закрепить полученные знания и еще раз погрузиться в мир образов Александра Дейнеки.

Участники проекта: Министерство культуры Омской области, Омский областной музей изобразительных искусств имени М. А. Врубеля, Курская государственная картинная галерея имени А. А. Дейнеки.

Куратор – Ирина Юрьевна Цуканова, старший научный сотрудник Курской государственной картинной галереи имени А. А. Дейнеки.

Координатор – заместитель директора по научной деятельности Ирина Леонидовна Симонова.

 

Выставка «Александр Дейнека. Над временем. Из собрания Курской государственной картинной галереи имени А. А. Дейнеки». Омский областной музей изобразительных искусств имени М. А. Врубеля — Врубелевский корпус.

 

Информация (на 14.02.2023):

Омский областной музей изобразительных искусств имени М. А. Врубеля — Врубелевский корпус.

Адрес: город Омск, улица Ленина, дом 3.

Экспозиции и выставки музея открыты для посещения с 10:00 до 19:00 все дни, кроме понедельника.

Подробная информация о порядке посещения и стоимости билетов:

https://vrubel.ru

Телефоны: +7 (3812) 31-36-77, +7 (3812) 31-00-64.

 

Смотреть еще

Омск Выставка Инструменты памяти Монументальная скульптура Омский областной музей изобразительных искусств имени Врубеля

Инструменты памяти. Монументальная скульптура.

С 13.10.2023 до 18.02.2024 в Омском областном музее изобразительных искусств имени М. А. Врубеля.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *