Искусство движет, прежде всего, любовь – любовь к красоте, к волшебному миру сотворенных образов, чудодейству красок на холсте… И эта любовь, зачастую, меняет судьбы и биографии многих вполне успешных и самодостаточных людей, которые в один момент понимают – главное в нашей жизни это творчество.
Cultobzor.ru подготовил цикл портретов таких замечательных художников, которые разными путями пришли к изобразительному искусству. И, поверьте, нет более счастливых и увлеченных людей!
Первой расскажет о себе Лада Онищик. Она родилась в Москве в 1964 году, закончила МГУ им. М.В. Ломоносова, родила дочь, работала около более 20 лет экономистом и юристом в бизнесе и на госслужбе в том числе начальником отдела Минэкономразвития России, т.е. вроде бы вела жизнь обычного офисного планктона и никак не была связана с искусством.
Но ее история – это история преодоления обстоятельств. Сколько она себя помнит, она всегда рисовала… везде и на всем: стены в детской комнате, парты в школе, альбомы, конспекты лекций, сумки, книги…
Как это все началось? Первые годы школы мы сидели за партами по одному. У нас были наклонные деревянные парты с пластиковым покрытием, на которых прекрасно ложился карандаш! За один урок я могла нарисовать несколько шедевров! Проблемы стирания и подготовки парты под новый шедевр не стояло! А зачем иначе было делать форму темно-коричневого цвета?! Начинался урок, и я растворялась в этом захватывающем творческом процессе рисования!
Главной моей книгой был трехтомник «История искусства всех времен и народов» К. Вермана, 1910 года издания… Самое большое счастье было расположиться на ковре и часами изучать иллюстрации… Ещё одним увлечением были марки с изображением классической живописи. А современной живописи в марках в 70-х тогда вообще не было. Интернета ведь тоже не было. Любимым художником был Ренуар и его портрет актрисы Жанны Самари.
Лошади и девы всегда были моей главной любовью! Наверное, потому что на обоях в моей детской комнате были рисунки лошадок., такие небольшие уютные лошадки. А в «Истории искусства…» и альбоме с марками было полно икон и женских образов… В период института добавились человеческие фигуры и лица. У нас были открытки с рисунками Микеланджело, которые мама купила, когда еще училась в Питере. И я с удовольствием их копировала.
В школе и в институте моей отдушиной были быстрые наброски моделей одежды: женщин в модных платьях или костюмах… Это было своеобразной медитацией, я расслаблялась, напряжение спадало.. и мне становилось хорошо и спокойно… Ближе к окончанию школы, когда начались репетиторы, я пыталась убедить родителей, что мне надо поступать не на экономический факультет МГУ, а в текстильный институт – заниматься модой, но мой выбор родители не одобрили, ведь это несерьезное занятие!
Моё такое захватывающее творчество почему-то очень не нравилось учителям, они жаловались родителям… И это не нравилось и родителям…Давление было ужасное. Но мое творчество направилось всем остальным, куда бы я ни ехала.
Каждое лето меня отправляли в пионерские лагеря. По заведенной традиции я всегда входила в редколлегию стенгазет и участвовала во всех «рисовальных конкурсах», рисунка на асфальте или плаката… Я всегда занимала какие-то места и удивляла педагогов, которые спрашивали: а ты это сама нарисовала?
Помню пионерский лагерь «Метеор» в Непецино. Какая-то патриотическая засада, и я пишу плакат, где на переднем плане мальчик, за ним взрослый мужчина в чёрном бушлате, и они вместе держат древко с развивающихся красным флагом. Мне лет 10. Это впечатлило директрису лагеря, и она еще долго допытывалась как это я так… Я никогда не видела раньше плакатов, это факт, но я точно видела немало икон, когда матери держали перед собой своих детей, оберегая их… И мне в голову не приходило, что у других может быть другой опыт и другие мысли.
Уже тогда, сидя на летней терраске спального корпуса среди ватманских листов и гуаши, которыми нас снабдила администрация пионерского лагеря, я почувствовала наступление этого особого состояния, когда я могла и была готова положить мои ощущения на бумагу! Ощущение одновременно и мучительного беспокойства, и какого-то подъёма, и нирваны…
изображения не найдены
Одной из самых моих больших потерь была утеря связи с детством, с моими первыми шедеврами и в значительной степени с родителями. Отец, когда мы переезжали на новую квартиру, выбросил все мои альбомы и рисунки. И он искренно верил, что так лучше, чтоб они не занимали место… Трагизм, заключался в том, что он вырвал из альбомов и выбросил только «ненужные» уже изрисованные мною листки, оставив «полезные» чистые листы…
Меня вдохновляла моя мама. Она была человеком творческим, всегда следила за модой. И когда не было возможности, но ей очень хотелось произвести впечатление, а это она делать умела прекрасно потому что прекрасно пела, читала стихи, а после 45 лет начала рисовать, то в её умелых руках какая-нибудь штора из натурального атласа лилового цвета превращалась в платье от Кардена за каких-нибудь 3-4 часа!
Она как-то сшила льняной костюм (прямая юбка с разрезами по бокам и блузка с широкими присборенными рукавами) в русском стиле со вставками с кружевами и тесьмой с орнаментами. И каждый раз это были шедевры, покорявшие сердца мужчин и женщин безупречным вкусом! Вкусом во всем, что она делала: букет цветов на стол, шторы на окна, скатерть на столе…
Где-то в районе 45-50 лет мама «на ровном» месте начала рисовать. Хотя появление в семье книги «История искусства всех времен и народов» уже говорит о мамином интересе к искусству еще с института в Питере. Но ранее я просто не помню случая, чтобы она брала в руки краски. Правда она регулярно водила меня на выставки в музей им. Пушкина.
Она работала врачом в Академии Советской армии им. Фрунзе и там познакомилась со штатным художником. Этот художник расписывал что-то по месту работы в академии и одновременно был увлеченным человеком, так как начал помогать маме осваивать это ремесло. Они постоянно выезжали на пленэры. Когда она рисовала дома, то могла запросто ему позвонить и проконсультироваться…
Её первая работа была Фудзияма на утренней зоре. Она быстро прогрессировала, и наконец занялась библейскими сюжетами и даже стала рисовать иконы. В церкви её работы были восприняты очень положительно, её благословили, а работы освятили. Одной из ее шедевральных работ была копия Казанской божьей матери в красивейшем окладе. Работа висела на даче, где мы проводим лето. К сожалению, икона была похищена. Большая утрата.
Видимо вслед за мамой я всегда следила за модой и начала рисовать.
изображения не найдены
В 2017 году, когда у меня появился выбор чем заняться, я занялась живописью, брала курсы и мастер-классы, смотрела большое количество передач и вебинаров о живописи, моде и дизайне, читала книги, беседовала …
В 2018 г. закончила курс Музея современного искусства Нью-Йорк (MoMA) «Modern Art & Ideas», курс Калифорнийского университета искусств «Ideas from the History of Graphic Design», курс Университет Мельбурна «Sexing the Canvas: Art and Gender», курс «Современное искусство и фотография» в ММОМА и др. С 2017 г. член Международного художественного фонда.
Пользовалась каждой возможностью в России и за рубежом чтобы посещать музеи и галереи. Стала писать у себя на странице об искусстве, завела постоянную рубрику #культурнаяпятницасладойонищик.
Но сначала начала рисовать!!!! И это было возвращение к себе!
Моя первая персональная вставка так и назвалась: «Возвращение к себе». В моменты, когда я пишу я существую в некотором промежуточном мире, в ином мире, не на небе, но точно и не на земле, ничто другое для меня уже не существует. Это как медитация…
За эти годы я написала более 100 работ. Много работ уже находятся в частных коллекциях. Я дружу с некоторыми из моих коллекционеров, и это помогает мне развиваться.
Я начала с абстрактной живописи и женских графических образов, потом пошло-поехало: и предметная живопись и беспредметная, и абстрактный экспрессионизм. В последнее время больше залипаю, рисуя наив и символизм…
Я Весы, воздух. Я человек состояния и настроения. Иногда неделями не могу писать. А иногда у меня бывают «творческие запои», когда могу в течение недели написать 10-20 работ, забывая обо всем, о чувстве голода, только падая от усталости…
Считаю самым важным в любом творчестве – внутренний огонь! Думаю, что я выдержала, особенно на государственной службы с такой жесткой дисциплиной и зашкаливающей нагрузкой, только благодаря этой любви к творчеству, которое была моей отдушиной! Наверное, этот огонь внутри всегда был со мной! Но точного ответа у меня пока нет. Это жажда заглянуть вовнутрь времени, почувствовать время и пространство, смену эпох и поколений, нащупать нерв времени, взаимосвязи, характеры… При этом формируя свою собственную стилистику.
К примеру, картина «Шаечки» (2019) — это ощущение смены эпох и возможность увидеть еще раз картинку из детства. Или «Жестокие игры кентавров» (2020) – это моя сублимация страдания от тех жестких экспериментов, которые на нас ставятся, ставятся жизненными обстоятельствами, пандемией, да и не только. Да они могут и не убивать, но это эксперимент или игра на грани…
Второе, что практически является частью меня, я стараюсь смотреть на себя и на жизнь с юмором. Не всегда удается. Но в работе «Тихая жизнью. Подсолнухи» (2019), кажется, это удалось. Эта картина – возможность увидеть с юмором тихое течение нашей жизни, которое на самом деле, если присмотреться, удивительное! И это видно в глазах мирно и спокойно летящих коров! А подсолнухи – это символ жизни, ее богатства и многообразия. И, хотя они и гигантские, но никто их, их красоты, не замечает!
Что вдохновляет? Это может быть все: выезд на природу, поход на выставку, хорошая книга, случайно увиденная светотень, изгиб…
Начинающим художникам хочу посоветовать не зацикливаться на вопросе «если я не имею специального образования могу ли я быть художником?». Просто работать, постоянно самообразовываться и искать себя, искать интерес, где у вас лежит душа, где вы можете сказать что-то новое.
изображения не найдены
О ближайших планах на будущее – с 28 января по 7 февраля 2021 я участвую пятью работами в конкурсе-выставке-ярмарке «Талант России» в Гостином дворе. И в том числе работами «Тихая жизнью. Подсолнухи» и «Жестокие игры кентавров».
На перспективу – продолжить мою исследовательскую работу современного искусства. Продолжить вести мою рубрику #культурнаяпятницасладойонищик. Продолжить знакомить с творчеством женщин художников.
И конечно продолжить работать как художник и начать чаще выставляться. Потому что выставки – это в некотором роде момент истины, встряска… Для развития художника это важно.
И фотография. Обожаю увидеть что-то в новом свете и в прямом и в переносном смысле)))
Контактная информация:
Лада Онищик
+7 (916) 168-16-57
https://www.facebook.com/lada.onishchik
Спасибо, Кирилл, за интерес к моему творчеству!
Ладушка, желаем тебе творческих успехов и побольше внутреннего огня!