Мелкая пластика Ар Деко из собраний Сергея Морозова и Евгения Герасимова.

С 10.10.2020 до 17.01.2021 в Государственном Эрмитаже.

Экспозиция выставки в Государственном Эрмитаже знакомит с редкими в отечественных музеях образцами мелкой пластики ар деко из собраний петербургских коллекционеров Сергея Морозова и Евгения Герасимова. Всего представлено 56 изысканных статуэток и небольших скульптурных групп, созданных в 1920–1930-х годах мастерами Франции, Германии, Австрии и других стран.

Удивительные по своей красоте и изяществу произведения выполнены в сложной хрисоэлефантинной технике, основой которой является соединение в одном изделии патинированной бронзы и слоновой кости. В таких работах большая часть человеческой фигуры и ее костюм отливались из бронзы, а лица, руки, ноги вырезались из слоновой кости. Важную роль при создании подобных произведений играл постамент из цветного камня, на котором закреплялась статуэтка.

Одним из самых известных мастеров ар деко, работавшим в хрисоэлефантинной технике, был Деметр Чипарус (1886-1947), румынский скульптор, обосновавшийся в Париже. Его статуэтки отличаются безукоризненной работой: точностью отливки в бронзе, виртуозной чеканкой мелких деталей. Произведениям скульптора свойственны динамизм и сложность композиций, яркость колорита, разнообразие форм и красочность каменных подставок.

Одновременно с Чипарусом во Франции работала целая плеяда великолепных мастеров: Пьер Ле Фагуэ, Марсель Бурен, Клэр Жанна Роберта Колине, Александр Келети и другие. Мир театра, карнавала и моды был одним из основных источников вдохновения для скульпторов этого направления. Это можно увидеть на примере работ «Шаги» Д. Чипаруса, «Танец» М. Бурена, «Танец Арлекина» А. Жильбера. «Турецкий танец» К.Ж.Р. Колине представляет популярную среди мастеров мелкой пластики тему Востока.

Особое влияние на искусство ар деко, и в частности, на мелкую пластику, оказали «русские сезоны» С.П. Дягилева, так, например, одежды «Восточной танцовщицы» Деметра Чипаруса (шальвары, головной убор и другие детали) могли быть выполнены под впечатлением балета «Шехерезада» на музыку Н.А. Римского-Корсакова, костюмы для которого создал Л.C. Бакст. В отдельных случаях мастера ар деко использовали при создании скульптурных композиций современные фотографии, запечатлевшие знаменитых артистов.

Анималистический жанр, получивший широкое распространение еще в XIX веке, был также популярен в пластике ар деко. Изображения животных нередко появлялись рядом с человеческими фигурами (Арман Годар «Утренняя прогулка»), но могли быть и самостоятельными композициями (Люсиль Севен «Утки»). На экспозиции можно увидеть редкую работу русского скульптора Георгия Лаврова — «Охота на фазана».

На выставке экспонируются работы известного немецкого скульптора Фердинанда Прайса, пользовавшиеся в Германии большой популярностью. Среди них преобладают изображения энергичных молодых женщин, осваивавших новые профессии или танцующих модные танцы; особенно привлекала мастера тема спорта («Гольф», «Фигуристка», «Метательница копья»).

Наряду с произведениями Прайса признание у любителей искусства и коллекционеров завоевали также статуэтки немецких мастеров Отто Поэрцеля, Ханса Хардерса, Густава Шмидт-Касселя, с которыми можно познакомиться на выставке.

В составе экспозиции можно увидеть произведения мелкой пластики австрийских мастеров, получивших большую известность, ‒ Бруно Заха и Герды Готтштайн, работавшей под псевдонимом Гердаго. Бруно Зах создавал спортивные и анималистические сцены, изображения танцовщиц. Для пластических фигур Гердаго характерны необыкновенно сложные и динамичные позы, автор уделяет большое внимание проработке деталей костюмов и головных уборов и их цветовой гамме («Храмовая танцовщица»).

Мелкая пластика ар деко – явление яркое и очень короткое в истории скульптуры XX века. Захватив всего два десятилетия, оно угасло с началом Второй мировой войны. Интерес к работам 1920-х – 1930-х начал возрождаться лишь в конце XX века.

Выставка подготовлена Отделом Западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа (Заведующий Отделом, доктор искусствоведения — Сергей Олегович Андросов), куратор выставки Елена Ивановна Карчёва, старший научный сотрудник Отдела Западноевропейского изобразительного искусства, кандидат искусствоведения.

К выставке подготовлен научный иллюстрированный каталог (Санкт-Петербург, Пропилеи, 2020)

 

изображения не найдены

 

Информация (на 09.10.2020):

Государственный Эрмитаж — Главный музейный комплекс, Синяя спальня.

Адрес: город Санкт-Петербург, Дворцовая площадь, д. 30-38.

Ближайшие станции метро «Адмиралтейская» и «Невский проспект».

Время работы:

Главный музейный комплекс – вторник, четверг, суббота и воскресенье с 10:30 до 18:00, в среду и пятницу с 10:30 до 21:00. Понедельник – выходной день.

Стоимость билетов — https://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/tickets

 

Смотреть еще

Государственный Эрмитаж Главный штаб Выставка Оманская империя Азия и Африка

Оманская империя: Азия и Африка.

С 09.12.2023 до 26.01.2025 в Государственном Эрмитаже.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *