Суббота , 13 апреля 2024

Анна Иконникова и Александр Некрасов. Варварская живопись.

С 20.12.2023 до 27.01.2024 в Галерее «Сети», Санкт-Петербург.

Галерея «Сети» в Санкт-Петербурге представляет выставку Анны Иконниковой и Александра Некрасова «Варварская живопись».

«Искусство не родится в один день, искусству нужна жизнь и нужно прошлое, никакое искусство не живет без традиций. Где наши традиции?». Заключая свой очерк об Андрее Рублеве, Николай Пунин говорит о том значении, которое имеет ясность самоопределения для свободы и естественного развития искусства. Наша культура ведет свое начало от глубоких, тысячелетних корней.

От тех, кого греки называли варварами, — «негреческих», «чужеземных» народов, расселившихся на землях к северу от античного мира. Их волны несли с собой архаическое изумление перед необъятностью мира, цельного в своей одушевленности, — мира как извечного пластического разговора без слов, который ведут между собой земля и вода, облака и ветер.

В своем поиске краеугольных камней, на которых стоит мир, варвары стремились к одухотворенности и свету античности, обретая их через принятие христианских ценностей. Становясь преемниками античной культуры, соединяясь с самыми высокими ее достижениями, франки, германцы, скандинавы, славяне сохраняли и свою исконную силу, голос своей земли.

Их собственную культуру издревле определял универсальный принцип ленточного плетения, своей непрерывной пластикой уводящий за пределы видимого, охватывающий, как единую форму, пространство, и время, и дух. Обобщая. огрубляя форму, неприукрашенную, утонченную только искренностью, они сохраняли высоту ее содержания.

Античная и варварская традиции, сливаясь воедино, давали новую жизнь ослабленным, омертвевшим формам и понятиям красоты, подняв средневековое искусство на небывалую высоту. Пластика ленты создала канон наших северных храмов, подобных облакам, спустившимся на землю.

Процесс взаимопроникновения культур никогда не останавливался. Все индивидуальное и независимое, что идет от интуитивного, ленточного, пластичного начала, находит свое проявление в искусстве севера до наших дней. В его основе — мера человечности, рукотворности, возвращающая человеку его место в мировом разговоре, подобно тому, как отмерялись локтями орнаменты полотенец по низу стен, выстраивая будущую храмовую роспись.

Эта чистота определения вертикали и горизонтали, вычленяющая суть построения мира, слышна в творчестве Анны Иконниковой. Она использует любой бросовый материал, стремясь к максимальной изысканности его освоения, растекаясь на поверхности настолько, насколько может заполнить пространство. В жестких поясных структурах вдруг начинают колебаться мягкие перламутровые, едва слышные акварельные интонации.

Легкость и условность близких художнику пейзажных тем, многократным переживанием очищенных от всего случайного и эмоционального, рождает абстрактно-поэтический, возвышенный язык, нащупывающий изначальную метрику мироустройства.

Живопись Александра Некрасова так же начинается с отношения к пространству. Стремление охватить обеими руками простор земли и неба, вместить его в пределы плоскости так мощно и легко, как «улавливает» ткань вселенной ангел-Космос из Волотовского храма, придает взрывную энергию живописной плазме.

Иногда зыбкая, мягкая, почти растворяющаяся, иногда жгучая, плотная, пластика ленты концентрируется до нового состояния — рваной линии, которая становится у художника одним из выводов пластического языка, помогающим прожить заново каждый образ, понять любовь и сострадание Того, Кто пожертвовал Собой ради нас.

В северной саге, где время подобно пространству, человек — это звено в цепи поколений. Мы не повторяем, но продолжаем жизнь тех, кто был до нас. Как следующее звено, принявшее эстафету, искусство в каждую эпоху должно вновь искать прямой путь к сердцу человека, не обработанный стилистически, не приспособленный для эстетического восприятия, но обновляющий в нас сопричастность вечному.

Ирина Федотова

Выставка «Анна Иконникова и Александр Некрасов. Варварская живопись». Галерея «Сети», Санкт-Петербург.

Информация (на 20.12.2023):

Галерея «Сети».

Адрес: город Санкт-Петербург, улица Рылеева, дом 17/19.

Ближайший станции метро «Чернышевская» (закрыта) и «Площадь Восстания».

Выставка открыта для посещения: вторник, четверг, пятница и суббота с 14:00 до 19:00.

Вход свободный.

https://nefiktivnoe.ru

https://vk.com/seti.space

Смотреть еще

Безнадежные живописцы Выставка современных петербургских художников Пространство Ile Theleme

Безнадежные живописцы. Выставка современных петербургских художников.

С 28.02 до 16.04.2023 в Пространстве Ile Theleme.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *