ARS VIVENDI. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века.

С 19.05 до 08.09.2024 в Государственном Эрмитаже.

В Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге открывается  одна из главных выставок года ‒ «ARS VIVENDI. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века».

Государственный Эрмитаж представляет масштабный выставочный проект, объединяющий более 70 картин фламандских мастеров натюрморта и анималистической живописи эпохи расцвета искусства Фландрии в XVII веке. Из них сорок пять картин из собрания Государственного Эрмитажа и пятнадцать ‒ из Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина.

Экспонируемые произведения отражают основные этапы развития фламандского натюрморта, как самостоятельного жанра, разнообразие его типов, а также многоголосие индивидуальных авторских манер. Выставка погружает зрителя в мир искусства Фландрии эпохи барокко, наполненный экзотическими редкостями, роскошными букетами, цветочными гирляндами, охотничьими трофеями.

В центре внимания проекта живописные произведения Франса Снейдерса (1579‒1657) ‒ крупнейшего фламандского мастера натюрморта и анималистической живописи. Художник жил и творил в Антверпене, городе, являющемся главным центром фламандского искусства XVII столетия, городе его великого современника ‒ Питера Пауля Рубенса (1577‒1640).

В творчестве Франса Снейдерса камерный жанр, каким был натюрморт на рубеже XVI‒XVII веков, обрел подлинную монументальность звучания и динамичный жизнеутверждающий характер. Знаменитая эрмитажная серия «Лавок» Снейдерса ‒ серия грандиозных полотен, ‒ исполненная в конце 1610-х годов, где во всем великолепии изображены «дары природы», экспонируется в зале Фламандской живописи XVII века Нового Эрмитажа – зале Снейдерса.

«Лавки» вступают в диалог с произведениями живописца, представленными на экспозиции в Николаевском зале Зимнего дворца. Здесь будут показаны кабинетные произведения Снейдерса, находящиеся в отечественных собраниях, анималистические картины и натюрморты с накрытыми столами, где в изящной яркости и согласованности композиций читается не только витальная сила фламандского барокко и значение традиции Питера Пауля Рубенса, с которым Снейдерс сотрудничал, но и влияние итальянской живописи, появившееся после путешествия художника в Италию в 1608‒1609 годах.

Среди представленных произведений: «Фрукты в чаше на красной скатерти», «Фрукты в чаше и разрезанная дыня», «Повар у стола с дичью», «Птичий концерт» (Государственный Эрмитаж), «Натюрморт с лебедем», «Рыбная лавка» (ГМИИ им. А.С. Пушкина) и другие.

Проследить развитие импульса, приданного жанру натюрморта искусством Франса Снейдерса, и его влияние на творчество современников, учеников и последователей является важной задачей выставки. В зале экспонируются картины Пауля де Воса (ок.1596‒1678), самого верного последователя, ученика Снейдерса, его шурина: «Натюрморт с битой дичью и омаром», «Собаки с головою быка», «Натюрморт с головою кабана».

Вступивший на самостоятельный путь творчества в 1640-е годы ученик Снейдерса Ян Фейт (1611‒1661) был крупнейшим мастером анималистической живописи и натюрморта. Среди натюрмортистов Фландрии не было равного Фейту по изысканности и рафинированной красоте живописи.

На выставке можно увидеть: «Натюрморт с цветами, фруктами и попугаем», «Натюрморт с белыми грибами и попугаем», картину «Битая дичь и охотничья собака» и другие. В состав экспозиции вошли работы Адриана ван Утрехта (1599‒1652), Франса Эйкенса (1601‒1693) и других известных мастеров декоративной живописи Фландрии XVII столетия, впитавших традицию Снейдерса и распространивших её далеко за пределы родного Антверпена.

XVI ‒ XVII века – время бурного развития ботаники и появления во многих европейских странах ботанических садов. Интерес к достижениям науки и к новым для европейцев сортам цветов явился одним из побудительных стимулов к возникновению жанра цветочного натюрморта. Он играет значительную роль на выставке.

Два грандиозных полотна, демонстрирующие во всем великолепии сад, наполненный тюльпанами, розами, анемонами и другими цветами, принадлежат кисти Абрахама Брейгеля (1631–1697) и Давида де Конинка (1644–после 1701). Эти парные картины ‒ «Цветы среди архитектуры (Весна)» и «Цветы и фрукты (Лето)» ‒ станут своеобразной доминантой экспозиции Николаевского зала.

Специально для выставки была проведена реставрация панно «Цветы среди архитектуры (Весна)» и крупноформатного картона для шпалеры «Охотничьи трофеи» (278,0×559,0), исполненного фламандскими художниками Абрахамом ван Дипенбеком (1596‒1675) и Питером Булем (1622‒1674). Реставрация осуществлялась в Лаборатории научной реставрации станковой живописи (Заведующий В. А. Коробов) Отдела научной реставрации и консервации Государственного Эрмитажа (заведующая Т. А. Баранова).

Интерес к ботанике в XVII столетии демонстрируют и рисунки голландской художницы Марии Сибиллы Мериан (1647‒1717), тщательные по технике и завораживающие по своей жизненности и свежести. Рисунки сейчас хранятся в Санкт-Петербургском филиале Архива Российской Академии наук.

Предметы прикладного искусства, исполненные западноевропейскими мастерами – шпалеры, роскошные серебряные кубки, резная кость, тисненые кожи, а также китайский фарфор и изысканные изделия восточных мастеров, являются неотъемлемой частью экспозиции.

Выставка организована Государственным Эрмитажем при участии Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Центрального военно-морского музея имени императора Петра Великого, филиала Архива Российской Академии наук (Санкт-Петербург), Научно-исследовательского музея при Российской академии художеств, Галереи «Центр искусств» (Москва), частного собрания К. Ю. Мауергауз.

Кураторы выставки: Михаил Дединкин, заведующий Отделом западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа и Татьяна Косоурова, заведующая сектором декоративно-прикладного искусства Отдела западноевропейского прикладного искусства Государственного Эрмитажа.

Информация (на 17.05.2024):

Государственный Эрмитаж — Главный музейный комплекс, Зимний дворец — Николаевский зал Зимнего дворца.

Адрес: город Санкт-Петербург, Дворцовая площадь, д. 30-38.

Ближайшие станции метро «Адмиралтейская» и «Невский проспект».

Время работы:

Главный музейный комплекс – вторник, четверг, суббота и воскресенье с 10:30 до 18:00, в среду и пятницу с 10:30 до 21:00. Понедельник – выходной день.

Стоимость билетов — https://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/tickets

Смотреть еще

Илья и Эмилия Кабаковы. Памятник исчезнувшей цивилизации. Государственный Эрмитаж.

Илья и Эмилия Кабаковы. Памятник исчезнувшей цивилизации.

С 03.07.2024 до 01.06.2025 в Государственном Эрмитаже.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *