В рубрике «Интервью» – художник Борис Петрович Смотров.
В ноябре 2013 года в Галерее D.E.V.E. прошла феерическая выставка Бориса Смотрова. Яркий, ликующий вихрь его полотен – нечто необычное для нашего унылого времени. Предлагаю вашему вниманию небольшую беседу с художником.
Борис Петрович, как Вам удалось скрестить Казимира Малевича с Филиппом Малявиным?
Вы знаете, здесь всё очень просто – дело в том, что мы все вышли из подола русской крестьянки, понимаете? Ведь почему первый авангард начала века столь плодотворен? Ведь все они из этой крестьянской России, питались теми непреходящими ценностями, той энергетикой, которая есть в нашей земле. А поздний авангард он такой немного искусственный, инкубаторский, он немного оторванный от той почвы. Малевич, Малявин, Борис Кустодиев и Петров-Водкин – они великие, они все разные, но всё это из крестьянской России, из того самого подола.
Поражает органичность и радостность ваших полотен…
Если мы возьмем обозримое культурное пространство, которое мы сейчас знаем – от пещерного искусства до нашего времени, то на протяжении всего этого развития существуют две ясно различимые линии: есть дневные художники и есть ночные художники.
И под дневными художниками надо понимать радость свету, солнцу, жизни. А противоположная сторона – это всякие ритуалы, мистика, это гробы, потусторонность… Так вот эти две линии – они существуют от пещер до сегодняшнего дня. И вот этот мой всплеск – это один из тех всплесков той мощной жизнеутверждающей силы, которая заложена в нас от самого начала.
Расскажите немного о себе, о своем творческом пути, поисках…
Я заканчивал Суриковский институт, у нас были великолепные, прекрасные педагоги, Михаил Алпатов, Юрий Колпинский, Николай Николаевич Третьяков – это великие величины в искусствоведении, философии, то они нам столько дали, столько показали, что я уже бескультурным уже просто не смог стать.
Началась перестройка, я работал в манере наивного экспрессионизма, махал кистями… Всё в музеях, всё в известных частных коллекциях, везде выставлялся, но мой мозг стал разрушаться. И мне пришлось искать конструкцию позитивизма, чтобы не разрушаться.
И сегодня – я понимаю, что мои поиски это может быть некий антитренд сейчас, ведь сегодняшняя культура развернута в сторону крематория и разрушения. Мне хотят внушить что чёрное – это белое, но я, извините, ведь могу еще различить, что белое и что чёрное.
Поэтому в моих работах задействован весь здоровый пласт, начиная с крестьянского примитивного искусства, обязательно, иконопись. Потом авангард. И реализм прошлого и настоящего, лучшие образцы – Венецианов, Абрам Архипов, Борис Кустодиев …
Классическая завершенность… Вы стремитесь к этому?
Понимаете, живопись ведь познается не то, как мы махнем кистью, а как мы к ней вернемся, то есть живописью надо жить. В моём понятии живопись это не какой-то акт, не какой-то перформанс, а та часть какого-то пространства, зафиксированного на плоскости, которое вы можете допустить к себе и жить с ним долго. Надеюсь, что моя живопись – продолжительное звучание. Я стараюсь делать так, чтобы кистью больше негде было ткнуть, стараюсь делать классику, выдавить из себя всё до предела.
Выставка “Борис Смотров. Живопись” в Галерее D.E.V.E. – ноябрь 2013 >>