Четверг , 5 декабря 2024

Олег Добровольский. Моби Дик, мультики и АВК.

В Рубрике “Интервью” – беседа с художником Олегом Добровольским

Олег – добрый день! Мы беседуем во время проведения выставки «15 КУ. Анатолий Кузнецов и его ученики» Что лично Вам дало общение и учеба у А.Кузнецова?

Если самое главное, то какое-то понимание того, кем вообще можно стать. Есть аналогия с эпизодом в моих любимых дурацких книжках про Ехо, когда молодой глупый колдун Шурф глядит на великого, старого и мудрого колдуна Джуффина и вдруг до него доходит, что:

1)по его, Шурфа, меркам и понятиям, это вообще не человек, а нечто сильно большее, и 2)значит, в принципе и в перспективе можно стать вот этим? И как бы это им стать?

И какая-то иерархия ценностей, которую не то чтобы научился буквально соблюдать, но все-таки очень и очень влияет.

А вообще с АВК было очень весело, интересно, и при всей разнице уровней как-то очень легко. Вот уж маэстрой и небожителем он совершенно не был. Хотя держать уровень так, чтоб ему с тобой тоже было интересно – это была задачка.

Вы сейчас сами преподаете,  каково это быть самому наставником?

Очень интересно оказалось на самом деле. Самый-то первый опыт был еще в начале двухтысячных в ДХШ, но не очень удачный. Там приходилось работать с довольно мелкими детьми, это сложно. Плюс коллектив немножко специфический, не моего романа коллектив. Плюс сам был сильно моложе. А сейчас у меня ребята уже вполне ответственного возраста и хорошо мотивированные. Кажется, что-то получается.

А если говорить о том, как на моем преподавании сказалась учеба у АВК – да, какие-то вещи сейчас уже аукаются. Какие-то учебные задачки, которые он нам подкидывал, отношение к предмету и способу живописи, вообще картинкам и тому подобное, уж не знаю, как это лучше назвать. Что в меру своих возможностей пытаюсь передать своим ребятам, так что уже какая-то эстафета немножко пошла.

Есть ли какая-то общность у учеников А.Кузнецова, чем её можно охарактеризовать?

Не могу говорить за других. Мне кажется, что-то общее в отношении к своему делу, к миру, к себе – должно бы быть. В собственно живописи у многих есть сходство наследственное – это Вы и сами приметили.

Как Вы лично сделали свой выбор по жизни, в искусстве? Что привело Вас во ВГИК, на специальность Художник кино?

Там все было достаточно случайно. Туда боялся, сюда не хотел, мне сказали – а что ты во ВГИК не попробуешь? Я туда сходил – мне страшно люди понравились Думаю, что мне повезло. Делать мультики плюс сидеть бородой в скипидаре мне всяко интереснее, чем просто сидеть бородой в скипидаре, без мультиков. Ну и главное – на втором курсе пришел Кузнецов, и весь мир оказался совсем другим, чем я думал. Такой коперниковский сюжет, что ли.

Реализовалось ли то, что тогда задумывалось? Какие планы и перспективы?

А задумывать тогда, в 94-м году, ничего особо и не задумывал. Просто работать идти было некем, ничего я из себя не представлял, надо было где-то все-таки дальше учиться на что-то более внятное.

Я же еще и пошел на игровое отделение. Притом что всю жизнь предпочитал смотреть именно мультики. И когда был совсем мелкий, что-то такое даже мечтал в этом направлении. Но настолько шел как в темный лес, и настолько слабо представлял себе, как там в мультиках все устроено… Ну все равно кривая выпихнула в мультики.

Чем был вызвано обращение к роману Меллвила «Моби Дик»? Какие задачи Вы перед собой ставили при работе над этим циклом?

Прочитал еще пацаном роман и был ошеломлен. Потом сдуру взял на диплом, не потянул по разным всяким причинам, диплом получился кривой. 10 лет собирался сделать то, что собирался делать изначально, и вот наконец собрался. Просто потому, что 10 лет перед глазами маячила графика, которую не потянул тогда.

Какие задачи ставил? В общем, это как Высоцкий говорил “а что имел в виду, то написал”. Нарисовал в данном случае. Главная задача, как всегда у меня, – “а вот приспичило”.

Если говорить совсем высокопарно, была немножко попытка придумать такие листы, чтоб в каждом весь роман отражался. Вот как Бродский пытался в каждый стишок вбить все мироздание – ну и я туда же.

Вот эти эксперименты с “комментариями на полях”. Кстати, ноги у этих комментариев как приема тоже из Кузнецова растут, из обсуждений с ним и из его киноработ. И вообще там многое растет из этих обсуждений, и может быть, если я делал бы диплом у него, то что-то получилось бы уже тогда. Не знаю…

Там еще была проблема – оказался вынужден дать бой Кенту на его поле. Как-то не сообразил вначале, потому что книжку читал с другими картинками, какая-то советская полу подделка. Потом, когда влез в диплом, посмотрел всю кентовскую серию, вот тут мне поплохело, но отступать некуда было уже.

Спасибо, что вспомнили Рокуэлла Кента, одного из моих любимых мастеров 20 века, который сейчас не в чести по политической конъектуре. А какие мастера прошлого (и настоящего) для Вас лично наиболее близки и почему?

Вот как раз можно Кента назвать. Как раз в этой связи на него подсел, мастер абсолютный. А вообще про это долго можно разговаривать. Я их всех люблю, от Брейгеля до Филонова. Ну, можно какой-то круг очертить. Брейгель и Филонов войдут точно, Рембрандт войдет. Постимпрессионисты и Бубновый валет в полном составе – обязательно.

Из тех, кто более-менее живой, сейчас второпях перечислять не хочется, еще обидишь кого-нибудь. А так можно просто по музею идти и почти во все подряд тыкать: ой, какое замечательное висит. Или даже: ой, я такое вообще-то не люблю, но какой вон тот кусочек интересный.

Но еще довольно разные вещи – кого смотреть приятно, а у кого что-то утащить пытался. Хотя так всерьез пытался мало у кого. Кишка тонка. Так что это долгий разговор, причем через полчаса могу что-то совсем другое сказать или подумать.

Есть ли будущее у некомпьютерной мультипликации? Или компьютерные технологии заменят всё и отменят классическое профессиональное художественное обучение?

Честно говорю – не знаю. Но рисованный мультик на кальке, мне кажется, у нас жив постольку, поскольку живо старое поколение калечников. Полный метр будет трехмерный, хотим мы этого или нет. По целому ряду соображений. Экономических в том числе, коммерческий полный метр – это такое дело производственное. Но и авторского очень много тоже уже делается в компе. Не только и не столько тридэ, там другие всякие технологии, но – в компе. Старик Норнштейн сопротивляется, я знаю, и из молодых тоже кое-кто. Да вот  Станислав Михайлович Соколов сейчас делает объемную куклу полный метр, совершенно замечательную, буквально вчера трейлер смотрел.

Но общий тренд таков, каков он есть, и как говорил в похожих случаях АВК – это не хорошо и не плохо, это есть, и никуда ты от этого не денешься.

Да собственно уже наши студенты, кроме того, что их компьютеру специально учат, всем этим афтерам и фотошопам,  собирают свои анимацию на кальке в компьютере. Ведь это же оператора не надо, пленку-проявку не надо, уже насколько жизнь проще получается! Вообще то, что ты можешь весь цикл от первого эскиза до полностью собранного фильма провести на одной машине, без всех этих цехов  – это само по себе некоторый переворот, в мозгах в том числе. И это где-то даже ближе к более древним видам искусства, если вдуматься. К живописи той же: там поставил холст на мольберт, и больше тебе в принципе никого и ничего не надо.

Второй вопрос задан, как я понимаю, в провокационном смысле? Классическое обучение отменить нельзя. Потому что компьютер сам ничего не делает. Это абсолютно миф, что он может кого-то или чего-то заменить. Комп – это инструмент. Кто-то сначала должен нарисовать эскиз, грубо говоря. На этом ли инструменте, или на каком-то ином.

А рисовать можно научиться только с натуры за мольбертом, нет у нас другого способа. Ну, или надо совершенно другую систему обучения изобретать. Вот иконописец учился по образцам, японский какой-нибудь гравер еще как-то. Но сейчас не видно, чтоб система настолько кардинально должна была бы меняться.

Я почти уверен, что хорошего аниматора лучше выращивать все-таки на кальке, там рука себя иначе чувствует и ответственность больше. Но тут уже с обучением собственно анимации – я не знаю, как жизнь сложится. Если кальку перестанут выпускать, например.

И все равно для того, чтоб работать анимацию, надо знать-понимать кучу всего, что дается вот этим самым обучением. У наших ребят (мы как раз аниматоров готовим) не случайно рисунок и живопись в программе стоят. Тридэ там не тридэ, а чтоб это самое тридэ построить, или даже чужую разработку использовать – немножко конструкцию и объем понимать надо. Проще всего это на рисунке выясняется.

Какие планы на будущее?

Про планы и перспективы я лучше посуеверничаю. А то мало ли что и окажусь я вроде обманщик. Но будут еще какие-то фильмы. и квазиэскизы какие-то будут. И писать, наверное, буду когда-то опять. Сейчас тайм-аут, потому что забуксовал – и вот сбежал в графику, в Моби Дика, и кое-что там еще, опять же – посуеверничаю.

Олег – спасибо за беседу! Удачи и творческих свершений!

Кирилл Зимогорский

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *