В Фонде RuArts открылась выставка «Нити. Ткань современного искусства», представляющая современную вышивку. Также в Музее имени Андрея Рублева проходит выставка «Живопись нитью», на которой представлены шедевры средневекового церковного шитья из собрания музея.
В представлении многих почитателей искусства, вышивка находится на уровне рукоделия, домашнего занятия, в лучшем случае – на третьих ролях после живописи, графики, скульптуры… А ведь это совсем не так! Вышивка, как вид изобразительного искусства переживает сейчас расцвет и становится очень популярна среди современных художников.
Cultobzor.ru побывал в гостях у замечательного художника Веры Гараниной и побеседовал с ней о ней – о вышивке, такой вроде простой, а вместе с тем глубокой. Что прибавляет она для творчества художника, какие придаёт новые возможности для самовыражения и немного о секретах мастерства.
Почему вышивка? Что дает именно вышивка художнику для выражения своего творчества?
Я думаю, это вопрос нервов. Это вопрос нервности процесса. Когда пишешь маслом, то боишься загубить работ, потом судорожно счищаешь непонравившееся место, замазываешь, снова счищаешь, начинаешь нервничать и теряешь нить и суть совершенно. А тут волей-неволей – дисциплина. Но и развлечение, с другой стороны — это как бы некая пародия на живопись. И это снимает мешающий творчеству серьёз.
Не надо утыкаться в стенку лбом и мучиться о том, что у тебя не выходит, потому что у тебя другие средства. И они такие игрушечные, их приятно составлять, ты не можешь так быстро приходить в отчаяние и менять композицию. Ты уже задал себе и в ней спокойно работаешь. Хотя вот вопрос – если ты получаешь слишком большое удовольствие от работы, всегда подозреваешь, что что-то с этой работой, наверное, не так, если так легко дается.
Вышивка всегда считалась женским ремеслом… Всегда предстаёт образ мастерицы-рукодельницы.
Нет, у меня это совсем не так! Конечно, меня научили в детстве вязать, вышивать крестиком. Но я, в общем-то, никогда этим не занималась и никогда не думала, что я как-то увлекусь этим. Первый раз, наверное, по-серьёзному меня прошибло на выставке Галереи ПРОУН, когда они делали выставку 1920-1930-х годов. Там было много потрясающего прикладного – были и брошки, и сумочки. И вообще, было видно, какой это высокий уровень, что это ничем не хуже никакой живописи. Наверное, вот тогда какой-то поворот произошёл. Потому что я не думала, что займусь или куклами, или вышивками. А тут просто захотелось, и всё. Трудно себе отказать, когда захотелось.
Уже привычка образовалась этим заниматься. Очень часто это те же самые мотивы, с которыми я вожусь в работах маслом или в акварели. Это уже тоже такая колея искушения – у меня там не получается, а если это сделать вот так? И здесь, в вышивке, всё как-то так быстренько решается, складывается.
По своей сути мои работы — это больше аппликация, чем вышивка, конечно. Потому что, когда меня спрашивают, а вы можете научить какому-нибудь традиционному способу вышивания – я ничем не могу помочь. Никогда я ничего традиционного не вышивала – ни крестиком, ни стебельчатым швом, ничем эдаким.
И действительно, раньше, когда я начинала и пробовала, мне вначале хотелось зашить и вышить, и как-то декорировать каждый сантиметр поверхности. Потом уже, как я уже сказала, это больше перешло именно в аппликацию. Но это ещё связано с тем, что у меня такой богатый выбор тканей накопился, такая коллекция к моим услугам, что за несколько жизней мне их не использовать! И всегда хочется и ткань показать тоже.
Это очень важный момент, потому что зачастую в этих вышивках пространство чистой ткани занимает чуть ли не главенствующее положение, являясь, может быть, и композиционно образующим элементом, и декоративной основой. Он тоже становится какой-то живописью без всякой работы над ним.
Что такое дисциплина в вышивке? Что она требует того, что нельзя делать?
Лишнего не делать. Хотя я всегда этим грешила, конечно. Я считаю, что у меня всегда переусложненные картинки. Слишком много всего хочется впихнуть, что, вообще-то говоря, можно было разнести на 10 картинок, а не впихивать все в одну. Но это темперамент, это свойство натуры.
А к стежку, конечно, требований особых никаких нет. Иногда хочется показать этот стежок, он, конечно, у меня хаотичный, но иногда в какую-то деталь хочется вникнуть и щегольнуть слегка. В основном, все-таки, это шить ее в прикреп, что называется. Я скрепляю между собой кусочки на основе. Иногда хочется какой-то рельеф показать, почти объем.
Вышивка становится очень популярна в современном искусстве. Как Вы считаете почему?
Я думаю, что сейчас это именно модно. Кто только не вышивает, и чем только не вышивает. Во-первых, мне кажется, что это, опять же, всегда немножко несерьезно. Ты не отвечаешь за все искусство XXI века, но твое личное дело и выбор, чем ты это наполнишь.
Есть еще один очень положительный момент, что это всегда еще утилизация. Это еще вторая жизнь. Или третья, четвертая. В этом есть такое уважение к предкам, к труду ткачих. Это важно – потому что, на мой взгляд, это одна из функций современного искусства. Что эти вышивки они дают возможность продлевать жизнь каким-то предметам, которые бы уже давно на помойке сгнили. А так живут себе на стеночке.
Потом это еще все-таки очень востребовано как часть интерьера. Это легко встроить во что-нибудь. Это тебе не фреска или огромная картина – захотел, повесил, захотел, снял. Это важно для детской комнаты, для создания уюта. Вышивка очень интимное, сердечное искусство, создающее и ностальгию, и пространство добра.
Есть много интересных художников, работающих в технике вышивки – Марина Белькевич, Наташа Опарина. У Маши Арендт удивительное искусство минимизации. Казалось бы, в два-три стежка какой-то линией образуется пространство, которое становится картиной, настоящей живописью на ткани. Это остроумно, и при этом очень красиво. Никогда нет безвкусицы, никогда нет какого-то топтания на месте. Всегда это очень точно.
Всегда было несколько пренебрежительное отношение к вышивке – искусство ли это?
Если вспомнить, что один из сыновей Дионисия делал рисунки для вышивок, то мне кажется вопрос снимается. Вопрос уровня исполнения и содержания. А ювелирка это искусство или нет? Здесь есть вопрос существования огромное индустрии вышивок по картинкам, вот это, конечно, просто чудовищно. Но, пожалуйста, не надо смешивать это с подлинным творчеством.
Я уверена, что сейчас исчезло это презрительное отношение к вышивке. Она уже достаточно как-то показала себя, чтобы люди на нее смотрели другими глазами. Это главный сейчас момент, что искусство вышивки признано именно искусством. Но я не знаю, нужен ли вообще этот вопрос классификации – искусство или не искусство.
Не важно, как это называется – главное, как это выглядит и как это работает.
***********
Информация о выставках:
- Живопись нитью. С 20.06 до 08.09.2024 в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Подробнее – http://cultobzor.ru/2024/06/zhivopis-nityu-muzei-imeni-rubleva/
- Нити. Ткань современного искусства. С 21.06 до 03.11.2024 в Фонде RuArts. Подробнее – http://cultobzor.ru/2024/06/niti-tkan-sovremennogo-iskusstva/