Паруса Эллады.

С 25.11.2023 до 01.04.2024 в Центре «Эрмитаж – Выборг».

В Центре «Эрмитаж – Выборг» открывается выставка «Паруса Эллады». Экспозиция рассказывает о развитии мореходства в античную эпоху, отношении человека к морской стихии и представлении их в античном искусстве.

Выставка включает в себя 245 экспонатов из собрания Государственного Эрмитажа и охватывает временной промежуток от VI века до н.э. до III века н.э. Произведения искусства и памятники материальной культуры показывают развитие мореплаванья и торгового промысла, рассказывают о морских божествах в античной мифологии.

«Древняя Греция немыслима без моря. По морю греки добрались до Причерноморья и основали там свои колонии, раскопки которых стали главным источником экспонатов, представленных на выставке, так что это и про греков, и про Эрмитаж», – отмечает генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Борисович Пиотровский.

Море давало пищу, служило наиболее быстрым и удобным способом коммуникации, способствовало ведению активной торговли. В то же самое время море таило великое множество опасностей. Каждое кораблекрушение уносило десятки жизней тех, кто пускался в плавание, и целые состояния тех, кто оставался на берегу. Останки множества античных кораблей, усеивающих дно освоенных в древности морей, яркое тому подтверждение.

Древние судостроители прошли огромный путь от постройки первых примитивных судов до создания трёх-, четырёх- и пятипалубных кораблей. Один из символов Древней Греции – легендарная триера, быстроходная и маневренная, ставшая настоящим чудом и показателем технического прогресса, достигнутого эллинами.

Достойными преемниками греков стали римляне, сохранившие традиции кораблестроения, которые впоследствии использовали жители государств, возникших на развалинах Римской империи. Изображения древних кораблей можно увидеть на сосудах, инталиях, камеях и античных монетах.

Стихийность и буйство морской пучины нашли своё причудливое отражение в античной мифологии. Об этом повествует раздел выставки, посвящённый образам морских божеств и фантастических чудовищ, которые можно увидеть на амфорах и кратерах, светильниках, ювелирных украшениях и в произведениях глиптики.

Перед посетителем открывается целый мир, в котором царит неукротимый и любвеобильный Посейдон (римский Нептун), проносящийся по волнам на колеснице, запряженной длинногривыми конями в сопровождении морских кентавров и тритонов, трубящих в причудливые раковины, нимф и дельфинов.

В мифологическом морском мире можно встретить грозные сталкивающиеся скалы Симплегады, разносящие в щепы попавшее между ними судно, или чудовищный водоворот Харибду, а то и Сирен, полудев-полуптиц, своим пением завлекавших моряков к подводным рифам. Одна из немногих богинь, которая помогала путешественникам благополучно добраться до родных берегов, была явившаяся некогда из морской пены Афродита.

Раздел, посвящённый древнему морскому промыслу, рассказывает о том, какими дарами моря пользовались эллины и римляне. В произведениях античного искусства представлены самые разные морские животные, рыбы и моллюски, наполнявшие когда-то рыночные лотки.

Мастера изображали обитателей моря так натуралистично, что ихтиолог может определить вид рыбы на аттических и италийских блюдах или даже монетах. Особого внимания заслуживает рыбное блюдо с краснофигурной росписью, датируемое IV веком до нашей эры. Эта высокого художественного качества вещь была, предположительно, создана Мастером Пиеридесом специально для вывоза на заморский рынок.

Если рыба присутствовала на кухне и на обеденных столах, то трофеи с морского дна – жемчуг, кораллы, раковины – с полным правом занимали место в дамских шкатулках. Тема моря была популярна в прикладном искусстве. Так, например, образ ракушки-сердцевидки использовали в своих произведениях мастера, изготовлявшие фигурные сосуды из глины, стекла и камня; существовали даже коробочки для косметики из створок этих раковин.

Важной частью экспозиции являются греческие амфоры, считающиеся одними из самых совершенных и изящных по форме сосудов, изобретённых человеком. Между тем, роль их была прозаической – амфоры служили тарой для транспортировки жидких и сыпучих продуктов, таких как зерно, рыба, вино, оливковое масло.

В разных городах изготавливали амфоры своей особой традиционной формы, которая не менялась веками, и соблюдали установленный специальными законами объем. Такие амфоры становились «фирменным знаком» города-производителя. Сведения, получаемые в ходе изучения тарных амфор, а также клейм и надписей, оставшихся на ручках сосудов, позволяют представить географию торговых путей Античного мира.

Куратор выставки – Ольга Витальевна Горская, научный сотрудник Отдела Античного мира Государственного Эрмитажа.

К выставке подготовлен научный каталог (издательство «Славия», 2023) и создан фильм, подробно освещающий темы моря и мореходства в античную эпоху.

 

 

Информация (на 25.11.2023):

Выставочный центр «Эрмитаж – Выборг».

Адрес: город Выборг, улица Ладанова, дом 1.

Время работы: ежедневно с 10:00 до 18:00.

Подробнее о порядке посещения и стоимости билетов:

https://ermvbgcity.ru

Телефоны: +7 (81378) 2-72-82; 2-83-32.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *