«Одна из вечно-актуальных методических дискуссий о продуктах визуальных творческих профессий: критерии атрибуции конкретной работы к той или иной профессиональной территории: современное (актуальное) искусство, fine art, декоративно-прикладное искусство или дизайн.
Интересным кейсом в контексте этой темы может быть анализ серии графических работ художницы и графического дизайнера Жени Струк, импульсом для создания которых стало ее сотрудничество с проектом «Post It Awards» — международным студенческим конкурсом и премией в области дизайна.
«Философия чего-то непостоянного и ускользающего, заложенная в проекте, отозвалась во мне в тот момент. Это было созвучно моим внутренним переменам и поиском устойчивой основы, на фоне бесконечно меняющихся людей, событий, мест и декораций.
Графика для проекта «Post It Awards» была вдохновлена духом улиц, выразительным и острым стрит-артом, образом кипящего и меняющегося города, в котором нет ничего постоянного, а человеческая жизнь может легко потеряться в бесконечной череде лиц, пространств и событий», – пишет о работе над проектом сама автор работ.
В поиске образов для айдентики фестиваля Женя Струк создала на бумаге, используя гелевую ручку и линер, графическую серию «Моменты отражения». Работы этой серии можно отнести к поп-ап направлению в искусстве, так как основной сюжет изображения – это хаотичное переплетение известных образов из различных сфер массовой культуры: Годзилла, пиво “Гиннес”, крокодил Гена, слизняк из Футурамы, Дарт Вейдер…
При создании работ художница вдохновлялась работами Баскии и общей стилистикой дикого стрит-арта, за счет чего и возникает этот эффект – спутанного коллективного клип-бессознательного большого города, в котором переплетается весь потребляемый его жителями массовый информационный мультикультурный контент. Характер изображений находит истоки и в процессе их создания.
«Я рисовала графические фрагменты буквально на каждом клочке бумаги, в разных состояниях, местах и обстоятельствах, чтобы запечатлеть свои ощущения и приблизиться к тому самому ускользающему моменту, который так близок и недосягаем одновременно», – пишет о работе над серией Женя Струк.
Часть описанной выше графики стала элементом постеров фестиваля, опять же отсылающего к среде улиц образом следов от сорванного со стены плаката. У художницы и дизайнерской команды проекта складывается столь художественно выразительная и целостная визуальная история о жизни графических образов в городской среде, что граница между современным искусством и графическим дизайном оказывается будто бы размытой и незначимой в этом случае.
К вопросу о разведении объектов искусства и дизайна, историк новейшей литературы и искусства Петер Бюргер еще в 1974 г пришел к выводу, что единых законов качества произведения в искусстве не существует, выделение общих критериев и оценка работ крайне затруднены [1].
Артур Данто в книге «Что такое искусство?» делится следующими размышлениями об определении искусства: «Выражаясь простым языком, мое определение состояло из двух основных частей: нечто является произведением искусства, если у него есть смысл (оно – о чем-то) и если смысл воплощен в работе (чаще всего это значит, что он воплощен в том материальном объекте, который представляет собой произведение искусства). Моя теория вкратце сводится к тому, что произведения искусства – это воплощенные смыслы» [2].
Екатерина Деготь и Шарлотта Коттон значимым критерием оценки качества произведения выделяют осознанность будь то осознанность выбора изобразительных средств или осознанность стиля, контекста, референса [3].
Возможно, интересным теоретическим вопросом является следующий: можно ли графические работы, отвечающие критериям осмысленности и осознанности, созданные в контексте личных переживаний автора и включенные при этом в дизайнерский проект, продолжать считать объектами искусства? Является ли их интеграция на профессиональную территорию дизайна разрушительной в контексте их значения на территории искусства?
Анализ графической серии «Моменты отражения» Жени Струк лишь один из примеров, снова возвращающий нас к доминирующему значению контекста в определении качества и атрибуции современного визуального объекта, который сам по себе в ситуации вакуума среды может не содержать достаточный набор свойств для определения его принадлежности к продуктам того или иного профессионального сообщества».
Катя Финкельштейн, куратор, арт-критик.
****************
[1] А. В. Сурков. «Критерии эстетического качества в искусстве: современная фотография». 2016 г. https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/39809/1/iurp-2016-150-18.pdf [2] Артур Данто «Что такое искусство?». Ад Маргинем Пресс. 2018 год [3] Артур Данто «Что такое искусство?». Ад Маргинем Пресс. 2018 год