Феномен групп прямых продаж в социальных сетях – одно из знаковых явлений сегодняшнего времени, как реакция рынка изобразительного искусства на вызовы пандемии. Cultobzor.ru попросил ответить на ряд актуальных вопросов и представить свой проект Оксану Царевскую, основателя проекта Artcultivator и группы artFIXprice в facebook.
Группы прямых продаж – это «наш ответ Чемберлелену», быстрая и попавшая в самое яблочко реакция арт-рынка в условиях карантина, когда закрылись галереи и продажи оффлайн, и сократившая до минимума дистанцию между покупателями и художниками.
Арт-бум в facebook – это, безусловно, феномен карантина. 17-тысячный «Шар и крест», так же как и 600-тысячная группа «ИзоИзоляция» (как бы кто к ней не относился) – отличное доказательство того, что искусство находилось не так уж и далеко ото всех нас.
Но гениальный «Шар и крест» сделал очень важную вещь для рынка в целом. Ее создатель Максим Боксер, будучи системным игроком, легитимизировал общедоступный facebook как канал продаж искусства.
Конечно, в facebook и до ШиКа продавали живопись, графику, объекты. Старейшая аукционная группа «Картины по дружеским ценам» насчитывает 58 тысяч участников, а ее годовой оборот – это почти половинка Cosmoscow. У нее другой формат и контент, на котором выросла своя аудитория. Но в системном арт-сообществе ее не принято было замечать вовсе. В эту группу заглядывали галеристы (инкогнито) поохотиться, а вот многие художники, чего уж, стеснялись там появляться.
ШиК сделал главное – доказал авторам, что ставить на всеобщее обозрение цену под своей работой не стыдно и не опасно. А любители искусства и клиенты оффлайн-галерей узнали способ пополнять коллекции, минуя посредников.
Групп по образцу ШиКа уже много. Невысокие цены, простые и, важно, благородные правила тиражируются в социальных сетях. Это настоящее признание. Дистанция сокращается, искусство физически приближается к человеку (пусть только к тому, кто зарегистрирован в социальных сетях).
Обратная сторона этого волшебного процесса – десакрализация территории искусства. И это не может не повлиять на старый рынок современного искусства, сформированный десятком галерей еще в 90-е годы. Тут привыкли к пыльному пафосу «элитарности», к тишайшим товарно-денежным отношениям, закрытым показам для избранных, и прочим священным покровам, под которым прячется разное, в том числе и пустота.
Люди покупают предметы искусства по разным причинам. Потому что «нужен странный подарок», потому что «какая-то давящая пустота над новым диваном» или потому, что «это настолько прекрасно, что невозможно не купить».
Но все рациональные или иррациональные причины ведут покупателя к одному – к товарно-денежным отношениям. И художник – их участник. Меня всегда удивляло желание прятать этот факт под сложными конструкциями из слов и молчания. Зачем нужно сопровождать выставку косноязычной пафосной белибердой, выдающей себя за искусствоведческий текст, а с другой стороны – писать «цена по запросу» вместо того, чтобы показать понятный прайс?
Попробуем посмотреть в будущее. А что будет дальше? Как изменятся роли галерей и таких сообществ после снятия всех ограничений?
Системные галереи и дилеры никуда не денутся. Они обладают огромными коллекциями, но стоимость и ликвидность этого актива как никогда будет зависеть от маркетинговой тактики самих игроков. Они, конечно, продолжат производство выставок, будут поддерживать аукционные продажи своих авторов и добавят в свой инструментарий благотворительность.
Но в условиях общего падения цен на предметы искусства (особенно в сегменте тяжелого арт-люкса), галереям придется расширять ассортимент за счет недорогих работ и новых, не обязательно молодых, художников.
Продолжится диффузия между художественными тусовками: закрытые, охраняющие своих клиентов, сообщества художников, привыкшие к маленьким квартирникам в мастерских, будут впускать свежую кровь, распадаться и создавать новые группы.
Мне кажется, если в оффлайне у продавцов искусства и есть будущее, то оно за форматом салонов. В прошлом сентябре мы открывали галерею Palimpsest на Покровском бульваре, чтобы проверить эту гипотезу.
Москва – прекрасный город, но арт-салонами у нас называют и маникюрную, и магазин кафельной плитки, и сувенирную лавку, где продаются матрешки, чудовищные деревья из камней и магниты. Мы попытались создавать спрос на искусство, предлагая работы хороших художников по комфортной цене. Но, к сожалению, эксперимент пришлось прервать. Мы не пережили пандемию с ограничительными мерами – нас победил офис американской углеводородной химчистки.
Каналы online-продаж будут развиваться. Спрос на искусство будет расти вслед за его предложением. Арт-рынок могут спасти только новые покупатели.
Чудесные люди, которые стояли в очередях в Манеж и Третьяковку, покупали постеры в ИКЕА, заглядывали на набережную ЦДХ и косплеили Вермеера с Фридой Кало в «ИзоИзоляции».
В социальных сетях будут множиться арт-сообщества, и, наверняка, галереи начнут создавать свои. У всего этого, конечно, как и у пандемии короновируса есть свое плато, но надеюсь, мы его еще не скоро достигнем.
Хотели бы попросить представить Ваш проект – группу ART fix price: круг художников, которые в ней представлены, конкурентные преимущества, какие интересные форматы для участников и покупателей были придуманы, и, конечно, о планах.
Наша группа создана Artcultivator давно в поддержку ярмарки со страшным названием ART fix price, которую мы проводили оффлайн у себя в галерее. Ее идея – все та же десакрализация территории искусства: снятие барьера «элитарности» и «дороговизны», сокращение дистанции между человеком и искусством, создание хорошей привычки его покупать.
Но настоящая онлайн-жизнь в группе началась только с карантином. Закрыв галерею, мы перенесли сюда ярмарку и успели за три последние недели провести еще две выставки-продажи и несколько коротких аукционов.
Кажется, мы единственные в facebook, кто упаковывает арт-торговлю в выставочный формат – с PR и рекламой. Это, конечно, лишняя суета, но зато появляется возможность использовать гибкие настройки – темы, ценовые диапазоны.
Очень важно, что каждая выставка – это еще и возможность пригласить нового куратора, который будет отвечать за отбор работ. Вот только что завершилась выставка «Другие берега», которую придумала и провела героическая Наташа Георгадзе, куратор и художник.
Оценить объем продаж, к сожалению, трудно: мы видим не все. Некоторые покупатели связываются напрямую с авторами, и это не всегда отражается в ленте. Когда заканчивается выставка, группа обнуляется: авторы должны удалить все размещенные в ней работы. История не сохраняется. Но совершенно точно – до ЩиК нам еще далеко.
Группа предназначена для экспериментов. В единых правилах группы это отражено. Нас интересуют все возможные инструменты продаж предметов искусства: выставки-продажи, аукционы, ярмарки. И главное – мы открыты для сотрудничества. Мы ждем кураторов, художников, всех, у кого есть идея и кто хочет провести свое мероприятие на нашей площадке.
Ближайшие планы – трехдневный аукцион «Лучшее предложение», выставка-продажа «примитивНОнаивно» в коллаборации с галерей АртНаив, а также выставка-продажа, посвященная эстампу. Надеюсь, будет нескучно!
Оксана Царевская (проект Artcultivator)