14 июня 2022 года в Омске открылась Polina Zaremba Art Gallery. За это время каждый месяц проходили новые и новые яркие и интересные выставки. Директор и владелица галереи – художник Полина Заремба, с творчеством которой знакомы по персональным выставкам и в Москве, и в Санкт-Петербурге, и в других городах России.
Cultobzor.ru побеседовал с Полиной Заремба о непростом детстве, между танцами и изобразительным искусством, о сложной доле галериста и художника, как тяжело это совмещать, о планах и творческих устремлениях.
Полина, расскажите, пожалуйста, в начале нашей беседы о своём детстве, заполненном танцами и рисованием.
Детство у меня не было стандартным, в наказание ли или сила добродетели такова… Трудно ответить, однозначно прийти к заключению. К рисованию были способности, но и к танцам. Мои родственники очень любят меня, а я их, но моя любовь к ним искренняя, а у них все по-другому. Мои неудачи воспринимают как свои, постоянные упреки, недовольство, как только все выравнивается, все довольны, все проявляют добродушие ко мне, хвалят, гордятся, рассказывают своим друзьям о достижениях единственной внучки.
В семье все люди с непростой судьбой, и от этого на мне вымещается. В детстве видела ангелов, меридианы, ауры и помнила до 3 лет свою прошлую жизнь. Так в прошлой жизни была принцессой Анхесенамон, женой Тутанхамона, дочерью Эхнатона и Нефертити. Мои детские ручки потянулись к книжной полке египтологии и древнеегипетского искусства. Самое интересное, что в художественной школе и университете на уроках истории искусств проще было рассказать о периодах правления Анхесанамон и Тутанхамона, их предках, а после их смерти ничего не запомнилось, значит, долговременная память, это не совпадение.
Много ли девушек утверждают, что они были в прошлой жизни Анхесенамон? Иногда будучи взрослой, вижу ауры людей, но мне это не нравится. Возможно, то, что сейчас говорю, со стороны похоже на вздор, но это не фантазия, а реальность. Родители отдали в спортивные танцы, занималась профессионально 10 лет, получила 1 юношеский разряд, по-настоящему серьезный парный вид спорта. Родилась в коммунальной квартире, до 8 лет, пока родители не купили однокомнатную квартиру, не разрешалось одной выходить на улицу и играть не в неблагополучном районе, детей раньше крали. Своя комната появилась только в 17 лет. Рисовала постоянно тоже.
5 лет танцевала с партнером Димой Молодцовым, когда получили С класс, он себя возомнил полубогом, он и так 7 лет считал себя гением, представляете, мальчик себя считает гением, подогрела, конечно, тренер, ей казалось будет на руку расставить пару ради денег. Ему дали другую партнершу, они готовились к соревнованиям, но результата не было. Он вернулся ко мне, мы готовились к соревнованиям, он по глупости сломал руку ударом об дверь, вспыльчивый характер, в федерации спорта вышел закон, что с гипсом нельзя танцевать. Соревнования отменились. Потом он вообще бросил танцы и готовился к поступлению в школу при университете, дальше в университет.
Для здоровья, якобы для здоровья отдали, нет, опять же, чтобы гордиться медалями, кубками и наградами. У меня зрение стало падать, до 15 лет оно ухудшалось, осталось на -7 единице, очки и линзы ношу на -6,5 единице. Пришлось вынуждено бросить спорт, когда бросаешь, позвоночник, на котором вся нагрузка в корпусе, резко рушится. Искривление позвоночника S образное. Плюс ко всему сама добила, отказавшись от мольберта, 4 года назад прекратила писать за мольбертом, пишу на полу.
В этой позе чувствую себя уверенно. На вернисажах в своей галерее очень зажимаюсь из-за страхов проверки, иногда из-за бестактных вопросов людей, постепенно вопросов становится меньше.
Очень драматичная история. Вы жалеете, что не танцуете? Вы не пытались восстановиться?
Жалею, конечно, но попадались уже после Димы плохие варианты, их было 5 партнеров, не подходили не по росту, классу, намерению серьезно танцевать. Родители одного нагловатого мальчика предъявили, что мои родители должны оплачивать тренировки, мастер-классы, поездки, соревнования в разных городах и странах.
Я строго отказала, и это мое было решение, как только возникла бы девочка побогаче, он бы к ней перебежал, это деградация его как танцора, вечно бегать и искать вариант получше, всегда нужно работать, а когда бегаешь, теряешь время. К рисованию больше было таланта, еще шила и хотела стать модельером, все детство рисовала туфельки и наряды.
У Вас были тренировки каждый день, соревнования были часто – мешало ли рисовать в художественной школе?
Рисовать не мешало, уже в 14 лет нарисовала 23 работы для первой персональной выставки в Библиотеке. Это были русалки тушью и марины акварелью, парусники, морской запах. Нравилось прогуливать общеобразовательную школу из-за соревнований в танцах и конкурсах по рисованию, такая радость прогулять, когда твои одноклассники все идут на занятия, а ты прогуливаешь и занимаешься любимым делом вместо математики.
Мало кто понимает, что подготовка к выступлениям в соревнованиях танцоров сродни подготовке к выставке.
Да, это действительно так. Вот кратко всё, что нужно подготовить: на соревнования для европейской программы (медленный вальс. танго, венский вальс, фокстрот, квикстеп) требовалось платье в пол из шифона с несколькими подъюбниками, обязательно солнце по юбке. Ткань бифлекс для купальника, на котором была основа платья, также всяческие браслеты на руки у локтя, запястья для шифоновых «крыльев», придающих в движении объем паре и платью. Для латиноамериканской программы: самба, ча-ча-ча, румба, пасодобль, джайф, использовался тот же бифлекс для купальника, спина должна быть открытой. Юбка могла быть из перьев, кистей, из всего, что нравится.
Платья должны были быть усеянные стразами сваровски, автозагар даже мальчикам, две пару туфель ручной работы из кожи и атласа. Это все очень дорогое удовольствие. Соревнования были в разных городах каждую неделю, местные тоже конкурсы почти каждую неделю проходили. Тренировки каждый день.
Вам нравилось так жить? Это был осознанный выбор ребенка? Это же тяжелый труд танцора и юного художника.
Осознанный выбор, мне не особо интересно было шляться во дворе и играть в футбол. С волейболом и баскетболом я не дружу. Мне нравилось быть артисткой, но всему приходит конец. В гимназии ненавидела учиться, в университете тоже, в художественной школе нравилось, на тренировки ходить тоже.
Какие у Вас были взаимоотношения с партнером? Вы злились на своего партнера, что так все трагично закончилось?
У нас были отношения – спорт-бизнес. Мы были как семья – тренер, я, партнер, наши родители. Уважительно к друг другу относились, мы были детьми, мы были как брат и сестра. Но характер у Димы был змейский, он постоянно кричал на меня, я всегда молчала, иначе бы мы бы поссорились. Вообще даже родители всегда заставляли прятать свои настоящие эмоции и всегда только улыбаться и хохотать. Нужно было соблюдать тишину в доме. У меня даже проблемы с речью были из-за этого. Я не злюсь на мертвецов, Дима же умер, он поступил университет, потом бросил, пошел в армию, перебрался в Москву, разгружал вагоны и там и умер.
Вы говорите, что с родителями вам было тяжело. Вы пытались быть их гордостью. А сейчас изменилась ситуация? Они понимают вас?
Нет, я по-прежнему их лучшее достижение в жизни, я Член Союза художников, галерист, директор, владелица галереи, мои картины находятся в коллекции 17 галерей и 8 музеев России. Им не нужны были дети как таковые, таким людям не нужно иметь детей, я только в 7 лет научилась читать, очень поздно, зато сейчас пишу книги про абстракционизм и путь художника.
А Ваши друзья Вас поддерживают? Они тоже художники? Вы общаетесь с тренером или с вашими одноклубниками? Как назывался ваш клуб?
Старалась поддерживать отношения, но видимо, уже невозможно. Почти никто не преподает, не тренируют, не соревнуются, ушли в другие сферы. Есть успешные ребята, что заграницей тренируют, есть одна девушка известная, она ушла в самый популярный клуб в России в городе Тюмень “Вера”.
Наш крутой клуб назвался «Step by step», что в переводе «Шаг за шагом». С друзьями-художниками приходится общаться, они мне завидуют, мне это не нравится, я никому и никогда не завидую.
В любом случае ваш успех, особенно такого масштаба для 26 лет, выработался за счет несломленного характера из-за закалки в спорте. Завидуют, потому что есть чему, не у каждого художника есть своя галерея. Что будет в книге и есть договоренность с издательством?
Есть, будет как учебник об абстрактном искусстве, описание методики, всяческие упражнения, каждый человек сможет написать абстракцию.
То. есть неподготовленный человек сможет с первого раза сделать картину или даже музейную вещь?
С первого раза, конечно, не получится, у меня с 100 попытки может не получиться, то, что хотелось бы в результате.
Расскажите о галерее, как Вы ее открыли, сколько уже существует галерея, сколько выставок прошло, какую цель преследовали, когда открывали?
Цель – выставляться и показать крутые выставки, только свои мысли, быть куратором. Музеи не дают молодым художникам делать свои кураторские проекты, захотелось высказать свое мнение. 1 год и 5 месяцев, 33 выставки, только 4 из них в СМИ не было ни одной строчки, это хороший результат об остальных выставках снимало телевидение, приезжали журналисты. Сниматься не люблю, но приходится. Есть больные художники, которые вечно хотят остаться в истории, но их картины ничего не стоят. Либо нет ума, либо стиля, чего-то не хватает. У меня не было меркантильной цели нажиться на художниках, но у меня условия поменялись.
Какие новые условия в вашей галерее? Вы не любите сниматься, но снимаетесь же.
Так это работа такая, ничего не поделаешь. Даже снималась в рекламе магазина художественных материалов «Мир увлечений» Художники обнаглели и после групповых выставок или своих персональных свои работы забирают после экшна и без 20 % комиссии продают на квартирах или в мастерской свои работы.
Так нечестно, они до сих пор не понимают, что я не юрист, а такой же художник, как и они. Поэтому с первой продажи галерея теперь берет 100% с картины, а уже со второй 20%, плюс еще теперь, чтобы выставляться все платят неустойку.
Идут ли художники на ваши новые условия?
Идут, им некуда деваться, раскрученное место. Меня в России все знают, бренд уже есть.
Да, это верно, может быть будет более честно. Вы так много провели выставок, кураторских проектов, свои персональные в Москве и Санкт-Петербурге, было ли влияние определенного человека, помощь, взаимовыручка, может быть у вас свой менеджер?
3 было менеджера, теперь сама менеджер и работаю на нескольких художников бесплатно, сама себе тоже как менеджер. Да, влияние было и помощь, без имен. Работаю без выходных, из-за галереи не путешествую, не отдыхаю, не хожу в рестораны, есть только краски и галерея.
Может Вам устроить себе целый месяц отпуска? Отдохнуть и набраться сил никому не повредит. Вы же с 12:00 до 18:00 работаете.
Здоровья нет, нервы тоже не в порядке, нет, не могу, заменить некому, сотрудник только я, директор, техничка, охранник. Вешать друзья, знакомые, родственники помогают выставки. Но я могу прогулять работу и не брать трубку, ну, это один день, а потом опять работа. Вообще скучаю по временам, когда покупатели приходят на квартиру, забирают картины, рассчитываются и уходят, это было золотое время, быть свободным художником.
Вам тяжело ходить на работу? Сложно ли быть галеристом и художником одновременно?
Да, тяжело, я боюсь бомжей на улице, маньяков и прочих противных людей, но приходится ходить на работу. Художник и галерист прямо противоположные профессии, одна другую исключают, очень тяжело. Галерист — это продавец, художник — это производитель. Руки постоянно, ноги тоже, болят, в обморок падаю, недоедаю. Таскать картины тяжело девушке 37 кг.
Зачем же вы взялись за такое трудное занятие? Почему не доедаете? Вам хватает средств на содержание галереи?
Средств хватает, приключений захотелось, вот и открыла ИП. Мало ем, потому что могу писать картины от голода, если переем мыслей нет, спать все время хочется. остроты восприятия нет.
Желаем Вам больше отдыхать и взять все-таки отпуск и посвятить время только своему искусству!