С 14 до 29 мая 2023 в ARBUZZ Gallery пройдёт выставка «Найти Внутреннюю Монголию. Часть II». Это вторая часть выставочного проекта под кураторством Кати Финкельштейн, первая прошла в апреле этого года. Перед открытием Cultobzor.ru побеседовал с Катей Финкельштейн и задал вопросы о концепции выставок, опыте удаленного кураторства и какое послание несёт в себе выставочный проект.
Подробнее о выставке – http://cultobzor.ru/2023/04/najti-vnutrennyuyu-mongoliyu-chast-2/
Мною название «Найти Внутреннюю Монголию» воспринимается как метафора нашего, а скорее и собственного нынешнего бытования – согласны ли Вы с таким восприятием проекта?
Отчасти название отражает тенденции в обществе к эскапизму на фоне сложной конфликтной пугающей социально-геополитической ситуации и новым ограничениям прав и свобод. В этом плане, можно сказать, что да – метафора бытования сознания части общества.
С другой стороны, это именно приглашение в пространство романа «Чапаев и Пустота», очень точно подходящее для рефлексии самоощущения жителей России сегодня.
Что закладывалось Вами как куратором в концепцию проекта, в концепции каждой части проекта отдельно? Что, в связи с этим предъявлялось, спрашивалось с художников, какими были критерии отбора работ по каждой части?
Этот проект – преимущественно рефлексия духовного состояния интеллектуально ориентированной части российского общества. У нас получилось две выставки – две главы, как раз ввиду особенностей присланного художниками материала, ведь мы только задали концепцию, а историю написали они. Получилось два глобальных пространства: человек-природа и человек-город.
Если в первой части история развивалась вокруг осей «человек-тело-невроз-побег-природа» и мы в большей степени могли говорить об эскапизме, то во второй части наш герой заперт в городе, у него меньше шансов сбежать от встречи со сложной правдой о происходящем и он блуждает по лабиринту домашних и внешних пространств в поисках духовного убежища — Внутренней Монголии: человек – город – побег-ловушка.
С точки зрения критериев отбора работ, кроме классических, связанных с качеством, учитывались контакт с темой, оригинальность затрагиваемого аспекта и исполнения работы, сочетание с пространством и другими работами, концептуальность, хотя есть работы, при отборе которых этот критерий был менее важен.
В мартовской части проекта было отдано предпочтение работам, в которых присутствовал образ человека, телесного, природы и состояния пути, перехода, так же этнические мотивы. В майской части мы работаем над субъективным измерением современного города, его публичных и приватных пространств в текущий исторический момент.
Опыт удаленного кураторства – какая Ваша личная оценка такой формы работы?
О, я очень рада, что команда Галереи ARBUZZ Мария Мичи и Янита Войт пригласили и доверились с учетом моей удалённости. Для меня этот формат оказался очень даже рабочим: видео, фотографии и схемы помещения помогают получить хорошее представление о нем. Ну, а дальше план экспонирования и монтаж в тесном контакте – и все получилось, на мой взгляд, отлично.
Хотя я понимаю, что у многих такой формат кураторства вызывает удивление, но мне уже привычно, это для меня четвертый проект с удаленным включением. Очень рада поработать с российскими художниками, все-таки у нас много талантливых, оригинальных авторов.
Какое послание будет иметь вторая часть проекта?
Вторая часть проекта — это размышление о попытке сохранения ценности визуальной эстетики и ее функциях в катастрофическое время. О поисках и духовном состоянии культурной прослойки жителей России сегодня.
ARBUZZ Gallery
Адрес: улица Павла Андреева, дом 4.
Ближайшая станция метро «Серпуховская».
Время работы: ежедневно с 12:00 до 18:00.
http://cultobzor.ru/2023/03/najti-vnutrennyuyu-mongoliyu-chast-1/
http://cultobzor.ru/2023/04/najti-vnutrennyuyu-mongoliyu-chast-2/