Персональная выставка Лены Красотиной в Alpert Gallery получила своё название по одноимённой картине, в которой надпись «Не прислоняться» на оконном стекле напоминает о границе, которая лежит между человеком и окружающим его миром.
Окружающий нас мир — главный герой работ художника. Жизнь остановилась в своем движении во времени. Уже в наиболее ранних экспонирующихся на выставке картинах «В сумерках» (2012) и «Локомотив» (2014) мы видим замершие одинокие фигуры женщины и рабочего в пространстве индустриального города.
Сдержанный живописный язык Красотиной и локальные красочные заливки, отстранённый подход к передаче повседневных событий, происходящих на фоне городской среды — всё подтолкнуло к сравнению её работ с картинами американца Эдварда Хоппера, хотя это не совсем так. Американский художник с его красочностью принадлежал к поколению мастеров ар-деко, а творчество Красотиной отличается современным эмоциональным психологизмом, не лишённым экзистенциальной окраски.
Внутреннюю отстранённость горожанина от окружающей его реальности наиболее ярко демонстрируют работы 2016–2017 годов. В них человек, живущий и работающий в городе, погружён в себя во время короткого отдыха на фоне гаражей («Дворник») или сидя на офисном стуле рядом с огромным красным трансформатором, установленном в поле («Трансформатор»).
В 2017 году Леной Красотиной была создана картина «Винзавод», где многочисленные здания, теснящиеся за забором, образуют одну из сотен ячеек промышленного мегаполиса, попав за ворота которой человек утрачивает себя как личность и становится винтиком производства. Различная окраска чуть покосившихся построек отделяет их друг от друга, заставляя нас, путешествуя взглядом по полотну, пристально рассматривать безрадостную картину.
Тема дороги и железнодорожных путей, намеченная в работах серии «Без имени», получила развитие в картинах 2017–2019 годов «Вагоны в Люберцах», «Не прислоняться» и «Железнодорожный пейзаж». Это наиболее сдержанные по цвету поэтичные произведения, наполненные движением, где важную роль играет открытое пространство пейзажа. Художник переносит нас в пригород, где человек чувствует себя более свободным, может мечтать и размышлять. Даже рутинная повседневная работа для него приобретает более осмысленный характер.
Живописные произведения последних лет, представленные в серии «Город. Фрагменты», — своеобразные камерные портреты стен и домов, где человек присутствует как невидимый нам зритель, осматривающий город, или маляр, раскрасивший городские постройки. Чистые локальные цвета и обобщенный рисунок позволяет их сравнить с работами художников-нонкоформистов 1960-1970-х годов («Кирпичный дом»; «Переулок с жёлтой стеной»). Да и сами строения пришли из прошлого века и лишь регулярно красятся, чтобы скрыть следы времени.
В картинах этой серии можно видеть закрытые двери или ворота, встречающиеся жителю на пути, тёмную подворотню («Дом в старом районе») и зажатые домами переулки, лишь оживленные присутствием человека («В переулке»). Ретроспективный характер экспозиции демонстрирует этапы последовательного исследования художником морфологии города.
Запечатлённый Леной Красотиной столь знакомый нам мир старого города с его эстетикой и историческими рефлексиями постепенно уходит в прошлое, сменяясь урбанизмом современного мегаполиса. Промзоны трансформируются, образуя обращённые к жителям городские пространства.
Новое взаимоотношение человека и города в наступившем XXI веке ещё ждёт своего художественного исследования.
Александр Шклярук
изображения не найдены
Выставка «Лена Красотина. Не прислоняться».
С 02.12 до 16.12.2021 в Alpert Gallery.
Адрес: Красноказарменная улица, дом 3.
Проезд от станций метро «Бауманская» или «Авиамоторная».
Время работы: ежедневно с 11:00 до 19:00.
Дополнительная информация по телефону: 8 (499) 267-04-78